Специальная страница (для психологов и педагогов)
Классы и уровни игры в системе МИР
Главное, что нужно знать родителям, это те возможности интеллектуального развития, которые может и должен достигнуть их ребенок.
Это - святая обязанность родителей перед их дитя. Поэтому - теорию классмиров, простую и понятную каждому родителю, необходимо уяснить любому родителю, мамам, папам, бабушкам и дедушкам.
Тем более эту теорию необходимо начать изучать специалистам: педагогам, воспитателям и няням, гувернерам.
К каждому классмиру - возрастному периоду нужно относиться как к своеобразному микрокосмосу, потому что созревание новых структур головного мозга ребенка, действительно, открывает для него совершенно новый мир, который ваш младенец, малыш начинает немедленно осваивать. Взрослые должны научиться понимать это, и постараться создать оптимальные условия своему ребенку для освоения этого нового мира, превратив его в классмир. Упустите момент - темпы развития ребенка снизятся, "поезд придется догонять". Тот, кто когда - нибудь догонял поезд, знает что это такое.
Во - первых, классмиры включают в себя одновременно и достижения психологии - теорию Л.С. Выготского о "зонах ближайшего и актуального развития", и системно - деятельностный подход Эльконина - Давыдова", с одной стороны, и естественнонаучные данные возрастной физиологии и психофизиологии, с другой.
Кроме того, представления о классмирах охватывают все практические достижения наиболее прогрессивных педагогов: Б. Никитина, Г. Домана, М. Монтессори, В. Сухомлинского, Н.А. Зайцева.- это во - вторых.
Наконец, в - третьих, эта теория является практическим следствием нашей системы методов интеллектуального развития.
В - четвертых, классмиры положены в основу "фундаментального образования" - концепция которого является логическим завершением научно - исторического развития эмпирической традиционной педагогики и мощного почти векового цикла исследований проблемы развития интеллекта в XX веке, проведенных многочисленными школами в различных странах мира.
Популярно о теории классмиров
В каждый период своего развития, в каждый конкретный момент времени ребенок уже что-то может делать, и для него это "зона актуального развития", но что-то ему недоступно, хотя физически совершить новую операцию он уже может. Но сегодня он может делать только то, чему вы его вчера научили, или он научился случайно.
Все, что ребенку в данный момент времени уже в принципе доступно, по Выготскому, называется "зоной ближайшего развития", если вы, конечно, организуете для своего малыша какие - то действия или игры.
Если Вы заполнили кроватку игрушками, а он УЖЕ МОЖЕТ СТУЧАТЬ МОЛОТКОМ ПО СЕРВАНТУ, но вы ограничили его действия кроваткой, то, как вы понимаете, ОПТИМАЛЬНОГО развития уже не будет. В этом примере родители фактически остановили развитие малыша, для которого АКТУАЛЬНЫМ уже стали иные действия, о которых родители пока не догадываются. Молоток нужно заменить палочкой, а сервант - барабаном, и тогда младенец не потеряет темп своего развития, будет несколько дней напряженно осваивать операцию, ставшую теперь для него .актуальной. Точно так же, если второклассник может написать письмо - жалобу на работу дворника мэру города, а вы не подскажете ему, что это возможно и нужно, то тем самым, вы на много лет задержите его развитие как участника социума.
Теория классмиров учит родителей предвидеть ВСЕ ближайшие действия малыша, которые будут способствовать его максимальному, то есть, оптимальному развитию. Я думаю, всем понятно, что если МАКСИМАЛЬНЫЕ темпы развития для малыша Вами не обеспечены, то значит, они не являются ОПТИМАЛЬНЫМИ в смысле его интеллектуального развития.
.
Чтобы хорошо понимать своего ребенка, целесообразно разделить все время развития на определенные характерные периоды в соответствии с так называемым"ведущим видом деятельности". Именно принципиальная способность малыша к каким - либо действиям и определяет его "зону актуального развития". Например, способен малыш СМОТРЕТЬ, значит нужно дать ему возможность все, по - максимуму, УВИДЕТЬ. Начал Ваш ребенок ходить - создайте ему условия ВСЕ, что он сможет, ОБОЙТИ.
Какова наиболее удобная, целесообразная периодизация развития и обучения ребенка от рождения до достижения совершеннолетия и получения высшего образования? Что взять за основу деления всего возрастного периода от 0 до 18 -ти лет на отдельные стадии?
Чтобы ответить на этот вопрос обратимся к общеизвестным фактам, которые почему-то не принимаются во внимание традиционные педагогами.
Во-первых, не принимается во внимание факты, свидетельствующие о том, что повсеместно у детей наблюдаются разные темпы развития в отношении таких видов деятельности, как, например, музыкальная, изобразительная и т.п. Причем, дети могут достигать удивительного совершенства почти во всех известных видах деятельности: в музыке (Моцарт, 6-8 лет), в рисовании (Н. Рушева и др.), в чтении и сочинительстве и письме (Л. Тюленева, 1,5 - 4 года), в математике (Э. Галуа, Н. Боголюбов и др.) Еще большее разнообразие наблюдается в показателях физического развития - различия здесь достигают 1-2 порядков (в десятки и сотни раз).
Кажущаяся самостоятельность развития различных функций привела к тому, что американским психологом Гарднером была предложена теория множественности видов интеллекта: физический, художественный, математический и другие.
Тем не менее, во всех приведенных примерах наблюдается общая закономерность: развитием феноменальных способностей занимались родители. Причем, делали они это по-разному, в зависимости от своей подготовленности, своих интересов.
Возникает закономерный вопрос: а можно ли развивать все способности ребенка одновременно?
Накопленные факты и опыт позволяет ответить определенно: да, безусловно, можно развивать все качества в ребенке одновременно, помогая тем самым, стать ему гармонично развитой личностью.
Во-вторых, очевидно, что степень развития того или иного вида способностей кажется независимой от возраста.
Таким образом, выделение возрастных периодов не должно быть главным, иначе мы совершаем насилие над личностью ребенка: четырехлетний ребенок имеет право, если захочет и сможет, освоить программу начальной школы, десятилетний - поступить в вуз, восьмилетний - написать симфонический концерт... Было бы естественным, чтобы границами были бы имевшие в действительности в истории реальные достижения человека.
Но большинству родителей нет дела до теоретических рассуждениях об абстрактных способностях и видах интеллекта, но всем понятны такие вещи как профессия, квалификация ... Поэтому, в системе МИР вместо"предметов" ребенком осваиваются профессии. Тем самым решается проблема ранней профориентации.
Какая схема была осуществлена на практике и показала наивысшую эффективность?
Для удобства в системе МИР используется наиболее практичная, простая и естественная периодизация интеллектуального развития ребенка, в которой различаются десять стадий, охватывающих весь период от рождения до совершеннолетия. Выявленные периоды соответствует основным этапам освоения ребенком окружающего физического и социального пространства, с одной стороны, и дошкольным, школьным, вузовским программам, с другой.
Предлагаемые стадии могут служить ориентиром: они предложены на основании практического опыта родителей. Рассматривается случай максимально благоприятного стечения обстоятельств, когда родители в достаточной мере освоили рекомендации системы МИР.
Важнейшие стадии интеллектуального развития
ребенка и соответствующие формы организации
учебного процесса в системе МИР
Существует множество теоретических и практических вариантов разделения возраста ребенка (от 0 до 18 лет) на стадии, периоды развития и т.п., которые изложены во многих учебниках. Такое многообразие само себе говорит о том, что эти предложения носят условный, субъективный характер, который зависит от опыта и теорий предложивших их воспитателей, педагогов.
Одну из наиболее неудобных, несоответствующих потребностям развития ребенка, использует традиционная система образования, предусматривающая десять классов, произвольно взяв возраст начала обучения с 7 лет и так же искусственно распределив учебный материал на десять лет жизни. Эта традиция сохраняется по меньшей мере с 17 века и, по мнению многих специалистов, она не имеет ничего общего с научным подходом к образованию, начало которому было положено Я. Коменским в середине 1640 - 1650 годах. Научная педагогика еще тогда констатировала, что нормально развивающийся ребенок к возрасту 6 лет ребенок должен уметь читать, а также считать до 60-ти. Сегодня возраст, когда достигаются эти показатели равен одному - двум годам, и ничего в этом особенного нет: некоторые родители и дедушки получили чтение в ... 9 месяцев! Между нами говоря, некоторые родители мне демонстрировала, что ребенок легко распознает буквы и слова еще раньше.
Возвращаясь к Я. Коменскому, в далекие 1600 - е годы, отмечу, что еще тогда великий педагог горько сожалел, что ему не удалось преодолеть сопротивление тогдашних чиновников, ведающих образованием. Главным аргументом собрания придворных вельмож было то, что "не годится учение превращать в излишне легкое занятие - это развратит население королевства". Так с тех пор и повелось: образовательные вельможи важничают, и самую великую радость - познание - превратили в тяжкий труд, в каторгу для детей во имя неких "высших", никому не ведомых целей. Но эти цели - прозрачны, и в те времена, и в новом столетии все делалось для увеличения сметы затрат на образование, в итоге традиционная школа давно уже превратилась в структуру, которая сдерживает нормальное развитие детей и губит их таланты.
В системе МИР для практического применения используется наиболее естественная, простая,"родительская" периодизации, с которой сталкивается каждый родитель, который ежедневно, на протяжении 18 -ти лет, заботится о своих детях.
Вместо устаревшего понятия "ведущая деятельность" в системе МИР используется гораздо более точное и емкое понятие "интеллектообразующая деятельность"(или действие). Из сказанного выше, родителям ясно, что таких видов деятельности может быть довольно много, а может быть и мало (как, например, у слепоглухонемого ребенка). Важно не количество видов ведущих интеллектообразующих действий, а умение оптимально (максимально!) их использовать.
С целью облегчить использование игр, на естественные физические периоды развития ребенка,"наложена" привычная форма школьно - предметной и поурочной организации учебного развивающего процесса. Я коротко обращу внимание только на наиболее важные для интеллектуального развития, характеристики возрастных периодов.