Замечания и предупреждения по использованию программ Глена Домана
"МИР ребенка": Самые выдающиеся дарования губятся ленью родителей.
Содержание
1. Одна из принципиальных ошибок, которая разваливает все программы Американского института человеческого потенциала: Глен Доман активно выступает против обучения чтению по буквам и учит не чтению, а простому запоминанию сразу целых слов "которые более понятны ребенку двух лет, чем буквы". См. например, в книге "Гармоничное развитие ребенка, М. 1996. - стр. 345. Затем следует "обучение чтению" путем запоминания ... целых выражений и страниц(!).
По убеждению Домана, только много позже, "самые способные дети могут понять, что такое буква к 6 годам".
Далее чтение книг Домана почти приводит в шок. Можно понять возмущение педагогов 60-х годов: какое уж тут обучение чтению, какая "методика", когда ребенка по 14 раз на дню натаскивают на бессмысленное запоминание слов и текстов!
Совершенно иначе решает эту проблему Павел Тюленев, стремясь до минимума сократить затраты времени родителей и педагогов. Он обучает чтению уже к возрасту до 1 года: от букв к слогам, словам и выражениям. При этом не остается ни тени сомнений в эффективности русской методики: ребенок еще до года составляет слова или печатает их на пишущей машинке или компьютере. Уже в прошлом, XX веке П.В. Тюленев неоднократно показывал таких малышей в прямом эфире, почти по всем телеканалам.
Вот факты и ссылки:
Главная аксиома (догмат) педагогических представлений Г. Домана: отрицание возможности научить ребенка читать по буквам до 6 - 7 лет. Вот взгляды Домана на обучение чтению в собственном смысле этого слова:
"Ничто не может быть более абстрактным для двухлетнего ребенка, чем буква "А". Лишь благодаря своей одаренности дети когда-нибудь смогут выучить эту букву."
Вот что собственноручно пишет Глен Доман в книге "Гармоничное развитие ребенка, М. 1996 году, на странице 345 и в других книгах:
"Несколько слов по поводу алфавита. Почему мы не начинаем процесс обучения именно с него? Ответ на этот вопрос очень важен. Основной догмат любого обучения состоит в том, что начинать надо с известного и конкретного, потом переходить к новому и неизвестному и лишь затем к абстрактному."
Здесь Доман путает малышей, не видевших мир, и взрослых и старших детей, которым известно, что такое ОБЩЕЕ и ЧАСТНОЕ. Очевидно, что Глен Доман здесь исходит из того, что для объяснения младенцу буквы "А", ему нужно показать ему Арбуз или Автомобиль. Так Глена Домана учили в родной школе и он ссылается на догматы родимых педагогов. Но Арбуза новорожденный еще не видел. Это ставит Домана в неразрешимый тупик, выход из которого для него и его последователей только один: отказ от букв и отступление к простому запоминанию тысяч новых слов и многих страниц текста. Эти представления Глена Домана считаются весьма устаревшими.
Например, Павел Тюленев, автор публикаций "Читать - раньше, чем ходить", "Начальное образование - до 4-5 лет", "Как ускорить интеллектуальное развитие детей", " (1992, 1995, 1996 г.) утверждает, что согласно новым научным данным, ребенок вполне осваивает буквы уже в три месяца, а в возрасте от 6 месяцев до 1 года вполне может справиться с чтением новых слов по-настоящему, по буквам и слогам.
2. Глен Доман обучает числам в форме запоминания множеств точек на карточках. Для реализации этого подхода Доман предлагает изготовить от нескольких сотен до нескольких тысяч карточек формата А4 или А3 с изображениями нужного числа точек. В противоположность этому подходу, Павел Тюленев учит числам как математическим операциям в возрасте до одного года. Обучение осуществляется во много раз проще, без каких либо дорогостоящих пособий. Например, путем использования "операции хватания" (начиная примерно с 2-х месяцев), первой осознаваемой и управляемой операции ("Пальцематика", "Котоматика"). В разделе "Результаты" вы можете убедиться, что методика Тюленева даем неизмеримо более лучшие результаты: уже к двум годам ребенок осваивает ряд в объеме нескольких сотен и может самостоятельно (1988 г.) напечатать его на пишущей машинке или компьютере.
3. Как возникла система программ Г. Домана
4. Как соотносятся методы Г. Домана с отечественными рекомендациями?
5. Почему не годятся карточки Глена Домана?
- Показ карточек очень полезен, но предлагаемые Гленном Доманом карточки излишне велики и неудобны, требуют больших затрат времени родителей или специально обученного воспитателя - няни.
6. Когда вредны рекомендации по физическому развитию по Доману?
- упражнения Гленна Домана и рекомендации по физическому развитию всегда полезны, но они не должны отнимать время от интеллектуального развития. В этом мы принципиально также отличаемся и расходимся: до системы МИР человечество только этим и занималось, то есть, в основном, физическим развитием.
7. Почему для многих родителей, в конце концов, оказываются неприемлемы демонстрации карточек по Доману?
- демонстрации карточек нужны, но они должны быть подготовлены вовсе не по Доману, так как в этом случае они потребуют большего количество времени, а по нашей методике показа, которая оказалась более эффективной. Вы можете судить по результатам сами.
8. Разве не очевиден вред от показа Гленном Доманом большого количества целых слов?
- я называю это "кормлением ватой" по Доману. По системе МИР дети вполне начинают складывать слова из букв к исполнению года. Что сложить пирамидку, что слово из букв - операции изоморфные, большого отличия между ними нет ...
9. Нет ничего безумнее и вреднее для развития творческих математических способностей показывать бесчисленные сочетания точек "по Доману"?
- Я думаю, что это очевидно: показ сочетаний точек - карточек по - Доману полезен при небольшом количестве таких карточек ...
10. Вред и польза от систематических занятий с ребенком по - Доману?
- требуют много времени;
- при неумелом проведении занятий ребенок может отказаться от них;.
- отучают от самостоятельного развития.
11. Некоторые модификации и усовершенствования методик Г. Домана: С. Лупан, Е. Данилова и другие.
1. Общая характеристика
1. Как возникла система программ Глена Домана?
Знать историю возникновения того или иного метода бывает очень полезно, чтобы вовремя внести корректировки, поскольку некоторые элементы могут быть просто изначально неосуществимы в условиях вашей, реальной семьи. Происхождение программ Г. Домана - напоминание о том, что не всегда методика, рассчитанная на исполнение целым штатом врачей, медсестер и нянечек, может быть осуществима в домашних условиях.
В результате клинической практики в травматологическом отделении детской больнице, демобилизованный фронтовик Второй мировой войны, американский врач Г. Доман обнаружил, что если с малышами начинать заниматься в раннем возрасте, с полутора - двух лет, то они могут показать феноменальные результаты интеллектуального развития, в частности, начинают рано демонстрировать элементы чтения. Особенно поразило американского врача и то, что это относится и к детям с черепно-мозговыми травмами, казалось бы, с безнадежным диагнозом. Однако, серьезные достижения, все таки, относятся к детям, головной мозг которых существенно не пострадал.
Адрес института Глена Домана
Glenn J Doman
8801 Stenton Av., Philadelphia, PA 19104
Phone: 215-233-2050
Семинар рассказывает о детях с момента рождения до 5, максимум до 6 лет.
Ближайший семинар будет в марте, с 18 по 24, 7 дней.
Стоимость для одного родителя $1000, для двоих - $1575.
Павел В. Тюленев
143032, box 22. GORKY-10
Одинцовский район, Московская область, Россия
пансионат Администрации Президента РФ.
Тел. в Москве: 634-01-06, моб.: 8-926-799-85-22
На семинаре рассказывается о возможностях детей от рождения до 18 лет, о системе раннего развития и оптимального образования, о результатах, методиках и перспективах, программах и использовании пособий "системы МИР".
Ближайший семинар планируется в первую неделю ноября, 7 дней.
Стоимость для одного родителя 750 $, для двоих - 1000 $.
В результате многолетних эмпирических поисков, разработки программ реабилитации таких больных, обобщений, Г. Доман окончательно убедился в полной несостоятельности воззрений представителей традиционной педагогики на младший дошкольный возраст. В результате, он основал частный "институт по исследованию и реализации человеческого потенциала", число сторонников и последователей в США быстро растет.
Я познакомился с работами Г. Домана, как и почти все родители и педагоги России в начале 1996 года. Естественно, что лучше всего дать программы института Г. Домана в сравнении с системой МИР, так как можно сравнить практические результаты развития детей.
Но после внимательного рассмотрения, программы Домана оказались собранием множества устаревших и часто ошибочных методов и приемов, которые в принципе не позволяют достичь уже привычных для нас результатов.
Использование программ Домана, несмотря на огромную трудоемкость, прекрасные цели ни при каких условияхне позволят достичь результатов, которые дает уже реализованная и проверенная к тому времени "система МИР". Интерес у меня к ним сразу пропал. Так, Глен Доман утверждает, что "лишь самые одаренные дети смогут к школе понять, что такое буква", в то время, как у родителей, занимающихся по моей методике, дети еще до года не только знают все буквы и цифры, но и читаюют и пишут, то есть, составляют слова. Хотя эти методы представляют огромный прогресс по сравнению с традиционными, но это далеко не оптимальные методы развития и обучения детей. Конечно, с исторической точки зрения эти работы имеют непреходящую ценность.
2. Как соотносятся методы Г. Домана с отечественными рекомендациями?
По уровню результатов, из имеющихся в литературе материалов эти рекомендации Г. Домана, вместе с достижениями Б.П. Никитина - наиболее близкие к системе МИР. Если традиционные подходы к уходу за ребенком приводят к отставанию, например, начала чтения примерно на 5-6 лет по сравнению с нашими методами, то в программах Г. Домана и Б.П. Никитина этот разрыв сокращается до 1,5 - 2 лет.
Как и все практические системы, рекомендации американцев, взятые в чистом виде содержат серьезные недостатки, которые делают невозможным получение наилучших результатов путем наименьших затрат. Эти рекомендации можно считать на два порядка превышающими эффективность традиционных методик и программ, в то же время МИР представляет собой во столько же раз более практичную и эффективную систему, чем американская.
Кстати, Б.П. Никитин был до 1996 года совершенно не знаком с работами Г. Домана, как и я. Я уже рассказывал, как обнаружив в начале 1996 года в магазине книгу "Дошкольное развитие ...", я немедленно позвонил Борису Павловичу, который несказанно удивился и обещал отправить кого - нибудь приобрести ее ... Позднее, во введении к одной из книг Бориса Павловича я обнаружил одну цитату из "Доумена", но только и всего. Из моих бесед с Никитиным я сделал вывод, что никаких работ Домана Никитину известно не было - разве что ссылки в каких - то вторичных источниках.
Итак, в серии книг, переведенных и опубликованных в России начиная с 1996 года, имеются материалы американских исследователей, которые авторы называют программами обучения.
Привожу сводку программ и предлагаемую им периодизацию этапов развития ребенка, используемую сотрудниками и последователями Г. Домана, который, занимаясь лечением и реабилитацией детей с мозговыми травмами, обнаружил более 30 лет тому назад эффект раннего обучения чтению.
|
||
www.iahp.org IAHP: Институт развития человеческого потенциала Домана www.geocities.com/Tokyo/Ginza/1520/e-mother.html SWEET-MELODY-MOTHER GOOSE - Мелодии к английским детским стишкам Матушки Гусыни www.maternity.com/cgi-bin/shop.cgi Medela breastpumps and breastfeeding supplies including nursing bras-maternity fashions-nursing pillows - большой сайт по продаже различных аксесуаров для беременных и молодых родителей. members.xoom.com/learningcard/ Learning Cards Homeschool Site: Flashcards, Worksheets, Lesson plans and more - Сайт по домашнему обучению, имеются электронные книги для обучения по Доману www.heart2heart.on.ca Heart to Heart Baby Slings: the best baby sling for you and your baby! - Сайт о лоскутном держателе (слинге). www.helendoron.com Helen Doron Early English for Infants & Children - Раннее обучение английскому. www.kidsdomain.com PC Downloads for Beginners - Компьтерные игры для детей. www.egregore.com Травы babycenter.com Babycenter - большой сайт, много статей, магазин. www.women.com Women - Большая сеть сайтов для женщин. |
Несмотря на необычность, революционность и новизну для родителей и педагогов, программы Г. Домана обрекают ребенка на более позднее начало чтения, чем в наших рекомендациях и, кроме того, они загружает мозг ребенка механическим запоминанием множества слов, предъявляемых ему на первом этапе обучения, которое приучает к заучиванию. Впоследствии, как пишет Г. Доман, "много позже мы объясняем ребенку, что такое буквы и зачем они нужны". Разумеется, до этого долгожданного периода ребенок воспринимает множество слов как своеобразные иероглифы.
Еще хуже обстоит дело с тысячами карточек с изображениями бессмысленных скоплений точек - "чисел". Судите сами: разве этот пассаж - не доказательство абсолютной порочности этого метода? Конечно, огромный потенциал развивающегося мозга малыша способен запомнить много таких изображений. Еще в 70-е годы я наблюдал, когда малыши запоминали целые книжки наизусть. Некоторые малыши даже сами пытаются "разглядеть" одинаковые буквы в словах, словно подсказывая взрослым, что есть менее трудоемкий путь познания. Итог такой программы чаще всего один: неизбежная глубинная усталось ребенка, отвращение к такому "чтению".Это вызывается тем, что огромные участки нейронных полей будут заняты ненужной информацией, как оперативная память компьютера, которую заполнил вирус. Впоследствии эти нейронные поля просто атрофируются, и нейроны отмирают. Это можно назвать неоправданным перерасходом ценнейших клеток - нейронов. Но это произойдет через многие годы, и все это ценнейшее время мозг будет работать замедленно, натыкаясь и обходя занятые образами "целых слов", или запечатленными образами картинок с десятками и сотнями точек, которые рекомендует предъявлять младенцу Г. Доман. Некоторые сомневаются, что именно таковы принципы работы человеческого мозга, и пытаются апеллировать, видимо, к сверхъестественным механизмам. Но естественнонаучный подход и реальный практический опыт доказывает, что нейроинформационные ресурсы мозга так же ограничены, как у компьютерных систем, и увеличение реальной мощности человеческого мозга достигается совершенствованием методов интеллектуального развития, изобретением приемов упорядочивания фактов и операций ...
В свое время именно подобные соображения вызвали резкое неприятие идей Г. Домана у наших педагогов 60 - 70 -х годов. Но, как водится, с водой они выплеснули и младенца ...
С тех пор традиционные педагоги до сих пор невосприимчивы к методикам раннего развития.
От методики предъявления множества целых слов мы отказались более 20 лет назад - ее несостоятельность очевидна по многим причинам, и даже если исходить из здравого смысла. Она полностью отвергается теоретико - информационными моделями мыслительных процессов.
Кроме того, имеются факты из истории психологии, и к ним нужно отнестись со всей серьезностью.
Родителей должны насторожить известные из истории факты, когда люди, обладавшие феноменальными способностями к запоминанию бессмысленных наборов слов, словосочетаний и цифр, выступавшие с демонстрацией этих способностей перед аудиторией, оказывались совершенно неспособными мыслить нормально, и часто, по сути, не были приспособлены к выживанию.
Вообще же родители должны взять за правило, на всякий случай помнить, как почти абсолютную истину, что ребенок - ничего не забывает. Интересный, насыщенный полезной информацией день останется навсегда с ним, так же, как и пустой бессмысленный день ... Причем, так же обстоит дело в школе, где развитый ребенок работает головой, как мне говорила дочка, "пять процентов" времени, а остальное время уходит на отрабатывание "трудовой повинности" во имя человекочасов, необходимых учителям для зарплаты ...
1) Слов, предъявляемых младенцу на карточках поначалу не должно быть много - десяток - полтора.
2) Они даются ребенку не сами по себе, а:
- для анализа
- для синтеза, то есть как образцы для "собирания" этих же слов из букв.
Этим "убивается сразу "три зайца": запоминается слово, ребенок умеет его складывать и "разбирать на буквы".
Но после того, как малыш научился каждое увиденное слово "воспроизводить" из "Азбуки" или печатать на машинке или компьютере, количество слов можно не ограничивать: мы стремимся, чтобы ребенок всегда пытался не просто прочитать новое слово, но и составить его из букв магнитной азбуки, или напечатать на пишущей машинке, на компьютере.
Нормальна способность и желание ребенка составлять слова из букв по образцу должна проявиться в возрасте около года или чуть более того, одновременно с собиранием пирамидки.
"Собрал пирамидку? А теперь соберем слово из букв, по вот этому образцу!"
Причем, образцами могут служить слова, написанные печатными буквами фломастером от руки. Сначала буквы выкладываются рядом, а потом - прикрепляются, например, на стенке холодильника.
Что же касается английского языка, то существует набор вариантов разного звучания букв, в зависимости от того, где эта буква находится в слове. Этот набор правил фонетики - конечен, таких правил несколько десятков. И он также легко осваивается - эта настоящая увлекательная игра: "Найди среди букв спрятавшийся звук!"
Кстати, таких исключений немало в русском языке, если разобраться, но малыши успешно с этими "исключениями из правил" справляются и русские вообще этого не замечают.
Вместе с тем, в английском существует несколько десятков слов, чтение которых совершенно не соответствует написанию - но это далеко не самые распространенные слова. Тут уж никуда не денешься - их нужно запоминать, и чем раньше, тем лучше.
Другое дело - китайский язык. Для раннего развития это вобще самый удобный язык: около тысячи ключевых иероглифов запоминаются раз и навсегда, одновременно тренируется музыкальный слух. Вот тут, показывая базовые иероглифы мы не загромождаем нейронные поля: образы иероглифов кодируются в подсознании вместе с их звучанием и будут в изначальном виде использоваться всю жизнь ...
Тоже самое ожидает, если в раннем возрасте чрезмерно загрузить ребенка играми с арифметическими операциями. Это выглядит так, когда бы вы получили вместо полноценного компьютера, персоналку, снабженную ... только арифметическим сопроцессором. Выполнять арифметические операции он будет сверхбыстро, но со всеми другими операциями вы намучаетесь.
Основной аргумент последователей Г. Домана заключается в том, что они считают, что отдельно взятая буква - это вещь, чрезвычайно абстрактная для ребенка. Это полностью неверное, "старопедагогическое" утверждение хотя бы потому, что для ребенка нет еще понятия абстрактного, для него все - конкретное. До сих пор во всех учебниках для воспитателей вы найдете абсолютный бред относительно психологии младенцев - и я не боюсь это повторять вместе со всеми педагогами - новаторами. Самая бредовая аксиома педагогики: "Обучение ребенка идет от общего к конкретному". Иначе говоря, чтобы понять, что такое "мама" (конкретное) ребенок сначала обязан усвоить понятие "общество"(общее).
Так что мамочки, не трудитесь, чтобы ребенок понимал вас, пока не усвоит социологию ... Отсюда вместо показа буквы "А" наши замороченные педагоги суют ребенку "арбуз", которого младенец еще, может быть, и не видел. Страшные задержки возникают в детских садах, когда еще не развив системы восприятия детишек, начинают их воспитывать, или водить в церковь ... Во всех этих случаях в мозгу идет нагромождение непонятных образов, которые так или иначе задерживают интеллектуальное развитие.
Утверждение, что буква - вещь абстрактная - справедливо для взрослого, умудренного практическим опытом, которому впервые показали нечто новое, абстактное - "букву". Для малыша же любая буква - конкретная игрушка. Вопрос не в том, что показывать, а в том, КАК показывать ...
Большинство наших традиционных "Азбук", как и азбук во всем мире, рассчитаны на семилетних, которые знают что такое арбуз и пробовали его на вкус. А младенцу куда проще запомнить букву "А", чем арбуз. ...
Однако, по нашим наблюдениям, если ребенок почти с самого рождения наблюдал вокруг себя буквы, щупал и даже пробовал их на "вкус" и т.д., то он относится к карточкам с буквами и магнитным буквам совершенно иначе: это его такие же любимые и привычные игрушки, как и все остальные. Уже к исполнению одного года он с радостью открывает, что из этих букв можно конструировать слова. В системе МИР это происходит примерно в том же возрасте, когда малыш начинает собирать пирамиду. Поэтому дети - "миряне" начинают не только читать, но и складывать слова гораздо раньше, чем обучаемые по американской методике.
При этом, очевидно, вы развиваете еще и способность к конструированию (слов - из букв) - это умение рекомендуется во всех отечественных программах. Программа обучения чтению в системе МИР включает следующие этапы:
1 этап. Отдельные буквы как модели звуков. Я, например, готов был кричать "АА-А!", и даже пританцовывать, если малышка из кроватки показывает мне букву "А", откладывая все свои дела. В самом деле, как вы еще объясните, что буква - это не шутки, она командует людьми. Буква в руках малыша - "журналиста" - должна иметь такую же силу, быть таким же оружием, каким грамота является в руках настоящего, популярного журналиста, который заставляет часто "плясать под свои произведения" даже президентов ... .
Короче говоря, если вы будете к букве в руках шестимесячного малыша относиться так же, как к разгромной или лестной статье в центральной газете, то ваш маленький журналист начнет писать настоящие статьи и романы, наверное, в возрасте шести лет.
Если же вы к букве будете относиться как к абстрактной вещи, то малыш так же к ней будет относиться. Буквы должны стать для вас и для него МОДЕЛЯМИ, командами тех звуков, которые они обозначают - вот тогда будет толк от них.
Все это в еще большей степени относится к сочетаниям букв, цифр и букв, к словам и т.д. Рубеж самопроизвольного чтения преодолевается где-то к девяти месяцам. В 1987 году я несколько недель скрывал от бабушки и мамы начало чтения дочки, но когда в 12 месяцев она стала ежедневно составлять отдельные слова из букв, разразился скандал: "Ты с ума сошел! С семи лет нужно учить читать!". Это самое "С ума сошел!" я слышал во всех издательствах Москвы, так что опубликовать первую книгу удалось только в 1995 году, зато не счесть с ноября 1991 года отправленных по всей России писем и факсов..
Кубики не понадобились, я устроил так, что как только малышка встала на ноги, она оказалась за машинкой. Так и повелось: Лариса подползала к машинке, вставала, печатала букву, извлекала бумагу, и только затем топала на кухню к маме: "Ни дня без строчки!". Эта игра называется "Печатать - раньше, чем ходить". В самом деле, что толку по большому счету, нашему "журналисту" от хождения без сообщения?
2 этап Отдельные слоги
3 этап Отдельные слова
4 этап Словосочетания
5 этап Простые предложения
6 этап Распространенные предложения
7 этап Книги
Замечания по другим программам:
Программы "Как дать ребенку энциклопедические знания?"
Все достоинства и недостатки этой группы программ определяются целью, которую ставит Г. Доман (см. "Как развить интеллект ребенка? с. 215). Эта цель заключается в достижении абстрактной эрудированности во многих интереснейших областях знания, искусства. Это, конечно, неплохо, полезнее, чем ничего. Но дискуссия об этом была в 70-е - 80-е годы, и она тоже внесла поправки, что мол, эрудитов много, а дела - мало ...
Отмечу, например наиболее характерные из встречающихся недостатков, которые отмечают родители и педагоги, пытающиеся использовать программы Г. Домана (хотя, следует отметить, что взгляды американских специалистов часто изменяются, совершенствуются):
- карточки даются без надписей,
- они слишком большие, даже громоздкие,
- их стоимость по меркам России будет недоступна для многих.
- форма карточек не позволяет их использовать на ранних и на более поздних этапах развития ребенка.
Методика Г. Домана требует большого количества времени родителей или гувернеров.
По мнению многих, это просто кошмар какой - то. Система МИР потребует раз в двадцать меньше времени и средств при неизмеримо более высоком качестве обучения и развития ребенка. Да в этом каждый может убедиться, посмотрев наши "индивидуальные программы развития ребенка" и попробовав их на практике.
Меня беспокоит новая тенденция: к сожалению, многие наши педагоги, сохраняющие традиционное мышление "педагогика - для педагогов"(а не для детей), увидели в системе Г. Домана наиболее затратный вариант методов раннего развития.
Будьте начеку: если вы беседуете с "педагогом - профессионалом" - значит он будет отстаивать затратную, выгодную для себя систему. Они будут ссылаться на "законы педагогики", которые придуманы ими самими для себя, но не для родителей и детей. Именно эти педагоги и воспитатели будут ведут себя наиболее агрессивно и грубо, поскольку других аргументов у них нет: методики Г. Домана требуют многих занятий, нужны подготовленные гувернеры, няни ..., а система МИР - принципиально против затрат - она встраивается в обычный уход за ребенком.
В результате Ваш малыш с легкостью и радостью играя в "среднюю школу" может закончить ее к 8 - 10 годам, а вуз - к 12 - 14 лет.
Откровенно и честно говоря, чрезмерное кодирование, "программирование" по некоторым программам Г. Домана может вырубить целые поколения, уж куда лучше методики Б. Никитина, Н. Зайцева, не говоря уж о системе МИР.
Неужели не ясен простой критерий: ради бога, смотрите на результаты! Несмотря на впечатляющие первые результаты целые поколения "доманцев" так и остались своеобразными "арифмометрами" ...
Из других моих книг:
Недостатки программ, применяемых в США
1. В соответствии с многообразием определений интеллекта, программы разделены по видам мануальный, двигательный.
Не выделена, и на несколько месяцев позже обращается внимание на такие важнейшие функции, как мелкая моторика, а также, осязательный, обонятельный, вкусовой "интеллекты".
2. Предлагаемая школой Г. Домана стратегия развития фактически программирует на запаздывание развитие высших интеллектуальных функций. Так, в системе МИР предъявление карточек с изображениями начинается гораздо раньше.
3. Не предусматривается развитие системы зрительного восприятия с современных научных, "информационных" достижений...
4. Не осуществляется вовремя, как того требует принцип "оптимальной полезности", развитие системы геометрических и пространственных представлений тогда, когда по природе малыш только этим и занимается ...
5. Обучение чтению начинается с предъявления целых слов, которое неизбежно приводит к определенному исчерпыванию интеллектуального потенциала мозга, и это - установленный научный факт. Можно назвать это "эффектом кормления ватой перед вкусным обедом". И напротив: в системе МИР в этому механическому запоминанию предшествует естественное освоение букв, как моделей звуков, что позволяет головному мозгу ребенку в десятки и сотни раз экономить "серое вещество". Ведь многие буквы обозначают самые обычные, естественные звуки.
Еще раз прошу всех обращать на это внимание: или вы думаете, в мозгу вашего ребенка через несколько лет можно будет запустить нечто вроде программы Norton - оптимизатор дискового пространства? Увы, нейроны не так просто перепрограммировать, а забить подсознание "ватой" очень легко: девяносто процентов информации часто оказывается бесполезной, а она все равно запоминается ребенком, и если не перегрузит мозг, то замедлит некоторые режимы работы. Это хорошо понимают те, кто знаком с вирусной атакой на компьютер.
7. Не предусматривается своевременное развитие навыков конструирования, причем в системе МИР в качестве универсального "конструктора" используется азбука, алфавиты других языков. Здесь у нас вовсю работает и мелкая и крупная моторика ...
8. Не осуществляется развитие представлений об изменении формы, размеров и цвета объектов, тогда как в системе МИР эти задачи решаются в возрасте до исполнения одного года путем использования динацессов, полностью заменяя дорогостоящие комплекты Монтессори и многие другие пособия детсада и школы ...
9. Весьма существенные недостатки следует отметить в методике составления "программ энциклопедических знаний", предлагаемых Г. Доманом.
Несмотря на несомненную пользу этих программ, стремление к "глобальной эрудированности" без целевой установки напоминает все то же "кормление ватой", правда, ватой "более высокого порядка", то есть, отрезами и лоскутами материи, тогда как в реальной жизни при наличии достаточного количества книг, этим интеллектуальным "самокормлением" дети успешно занимаются самостоятельно.
Направляйте нам самые любые, самые острые вопросы - это прежде всего в ваших интересах.
Будут вопросы - будут ответы.
Возражения против программ раннего развития детей Глена Домана
По материалам телеконференции по раннему развитию
Снова хочу заняться ранним развитием ребенка (очередного), с разных сторон, и случайно сделал поиск: "против Домана". Выяснил, что только П.В. Тюленев осмелился выступить против Глена Домана и додумался обучать ребенка читать не по целым словам, как это рекомендует Доман, а по буквам. Причем, очень рано: раньше, чем ходить, а значит, и раньше, чем говорить.
Абсурд? Кто-то до сих пор говорит: это невозможно, этого не должно быть! На что же указывает ниспровергатель Глена Домана, Павел Тюленев?
Тут, мне кажется, есть повод по делу разбудить эту "конфу".
Вот что собственноручно пишет Глен Доман в книге "Гармоничное развитие ребенка, М. 1996 году, на странице 345:
"Несколько слов по поводу алфавита. Почему мы не начинаем процесс обучения именно с него? Ответ на этот вопрос очень важен. Основной догмат любого обучения состоит в том, что начинать надо с известного и конкретного, потом переходить к новому и неизвестному и лишь затем к абстрактному."
- Очевидно, по всем законам логики, получается, что Доман - "догматик", сторонник традиционного подхода, или я не умею читать?
Кроме того, он, Доман тут неявно указывает начало срока обучения чтению в смысле "чтения"-узнавания запомненных слов - когда ребенок знает эти самые слова, то есть, примерно с двух лет. То есть, это то время, когда "по - Тюленеву", не признающему Домана, дети вовсю печатают или, иначе - составляют из букв (надо же!) множество любых новых, а не запомненных слов.
Можете убедиться сами открыв все книги Домана в разделах, посвященных чтению. В том, что "обучение чтению по буквам невозможно", Доман убеждает читателей своих книг пространно и обстоятельно, с таким же пафосом, как он пишет о "тихой революции", о гениальности ребенка и так далее и тому подобное.
Затем я обнаружил еще более удивительные слова, которые пишет "революционер" Доман далее:
"Ничто не может быть более абстрактным для двухлетнего ребенка, чем буква "А". Лишь благодаря своей одаренности дети когда-нибудь смогут выучить эту букву."
?!?!? Вот что всерьез пишет врач Доман!
И, представьте себе, многие здесь в это верят, как в абсолютную истину.
Ограничиваясь только этим вопросом: кто этому верит? - Мне кажется, сейчас, после работ Тюленева, на этой конференции тоже известных, этому уже давно никто не верит.
Напоминаю, это пишет Доман, а Тюленев утверждает и доказал прямо противоположное!
Так кто же сделал революцию, и кто посоветует, за кем же мне идти?
Выясняю, что по результатам Тюленева, в книге "Читать - раньше, чем ходить", 1995 г., что при "правильной методике", при использовании изобретенных им "динацессов" и "опорных образов", ЛЮБОЙ ребенок своему родителю и окружающим, доказывает, вопреки категоричным утверждениям Домана, что он уже в три месяца различает и показывает глазами разные буквы!
Далее, этот ребенок, не знающий законов (догматов) Домана, с шести месяцев уверенно выбирает нужные и манипулирует ими. Не признавая страхов и опасений Домана, малыш к возрасту в один год уже свободно складывает слова из азбуки Тюленева, а в полтора годика - печатает на машинке или компьютере простые предложения. Конечно, здесь на всех этапах случаются проблемы - без них не бывает. Но факты невозможно отрицать.
Не признающий авторитетов и не читавший Глена Домана, неразумный Павел Тюленев учит показывать буквы ребенку едва ли не с самого рождения, утверждая, что буква "а" гораздо проще, чем слово "рука", как напротив, утверждает врач Доман!
Ответьте, мне, пожалуйста, неразумному: что проще буква "А", или слово "РУКА", "ГОЛОВА" и т.л.?
Из текстов книг Домана явно следует, что чтению по буквам, то есть, "истинному чтению" Доманцы, по их же признанию, учат "много позже". (стр. 346).
По моему, нужно уважить хоть как-то как-то наше родительское меньшинство нетрадиционной, "антидомановской ориентации".
Ведь полезно было бы признать, по обсуждениям публикаций, что некоторые непонятливые родители, которым тут консультанты-доманцы не дают слова сказать, убеждены, что Тюленев доказал, что методика Домана - в корне ошибочна.
Разумеется, желание было похвальным, но методика Домана - это, как ни крути, обучение "запоминанию слов", но ни в коем случае не обучение чтению, как часто вводят здесь в заблуждение родителей!
Итак, резюме:
1. Доман - это не обучение чтению, но только запоминанию слов и потом даже целых предложений.
2. По времени: это тем более не раннее обучение или развитие, а приводит к весьма позднему, по сравнению с Тюленевым, обучению истинному чтению.
Так или это, или не так? Или я не умею читать, а в книгах Домана переводчик ошибся, или нас за ... кого то держат: "смотри, мол, в книгу - и видь там фигу, а вовсе не то, что там написано"?
По другим методикам я обнаружил такую же картину расхождений, точнее - ошибок, но это - другой раздел. Теперь я просто не могу читать без слез Домана.
Так, чтобы научить ряду натуральных чисел до 60 по - Доману нужно изготовить 60 карточек с точками и по его методике показывать. По - Тюленеву этого не нужно делать: используется методика "Пальцематика" и можно показывать обычные арабские цифры, что категорически воспрещается делать по - Доману, так как цифра - это та же буква, то есть - невообразимо сложное понятие, как утверждает Доман.
Домана я люблю, но истина мне дороже.
Так почему же здесь, в России, на этой телеконференции и даже в названии так популяризируется Доман, его ужасно устаревшими по сравнению с Тюленевым, методиками?
Может быть, мы опять раболепствуем перед иностранными методиками, а потом буде вопрошать, а почему мы вечно отстаём?
Здесь, конечно, много и даже, наверное, большинство живущих вне России, но может быть, нужно быть хоть иногда объективными и не наводить тень на плетень? Зачем дезинформировать российских мамочек? Чтобы они, раскрыв рот, слушали и читали толкаемую в нашу страну бредятину?
Почему на критику "методики обучения чтению" Домана здесь наложено почти что табу? Думаю, что запрет этот означает слепое преклонение перед заморским авторитетом.
Почему бы не пригласить не только американских консультантов, но и представить наших, российских, для объективности, или хотя бы уважать достижения России?
Кто как думает - хотелось бы услышать мнение народа, хотя надежды почти нет. Почему? Потому что нормальным простым россиянкам на этой телеконференции рта не дают раскрыть. Словом, традиционная педагогическая мафия добралась и суда, на "телеконференцию по раннему развитию", куда её пускать бы не следовало.
Но против фактов не поспоришь: в России впервые создана методика и дети с конца 80-х годов начинают "по-настоящему", по буквам читать и складывать новые слова - раньше, чем ходить. Но здесь об этом здесь, почему-то, не принято говорить, - разве это не вредит миллионам детей именно в России, где рост стоимости образования достиг заоблачных высот при одновременном скатывании образованности на уровень уже к сотому месту - неразвитых стран? Кроме того, Тюленев пишет, что некто Александр Шароваров в России в начале 90-х годов тоже изобрел и опубликовал методику "Читать - раньше, чем говорить" которую можно рассматривать как частный случай или еще один прорыв огромный шаг в том же направлении: "… раньше, чем ходить". Почему? Потому, что ходить обычно начинают раньше, чем говорить. Ну, по - Тюленеву, читать нужно научить еще раньше. Так зачем же нам, простите, в нашей стране так издают и рекламируют заведомо устаревшую методику Домана? Не по той же причине, что ее, совершенно очевидно, скрывали от нас начиная с конца 40-х или 60-х годов, как вдруг стало известно - чтобы мы опять отставали?
Последнее. Не могу удержаться от риторического вопроса: зачем называть "обучение запоминанию слов" - "обучением чтению", как это беззастенчиво делается на многих страницах многих книг Домана? Может быть, это ошибка перевода, или стремление выдать желаемое за действительное?
А что скажете про "обучение математике" и другим??!! Прошу прощения у Марии Д, но если кому интересно - расскажу, и от других методик "раннего развития" этот нехороший посягатель на авторитеты, Тюленев, как говорится, "не оставил камня на камне".
Личный вопрос: скажите пожалуйста, те, положа руку на сердце, кто читал действительно книги Домана: повернется ли у Вас методику запоминания слов - по Доману называть "методикой обучения чтению"?!
Мне кажется, ИМХО, что нашему дружному, веселому и разному коллективу, представляющему население нашей замечательной планеты, можно быстрее и МИРно отказаться от, увы, не только устаревшей, но и ошибочной, "догматичной" методики Домана, и перейти к обсуждению и внимательному изучению, освоению более "абсурдной" методики Тюленева. : - ))) .
Но, наверное, это сделают только только те, кто незашорен авторитетами, а также те, кто недавно родил ребенка или только собирается это сделать : - ) .
Раннее развитие ушло далеко вперед, и я не хочу применять устаревшие или ошибочные методики воспитания.
Доман, аргументы против методики Домана, интервью 2 с Павлом Тюленевым,
президентом Академии образования, социального и экономического развития
Павел Тюленев: - В системе МИР мы исходим из того, что, согласно расчетам, если рассматривать деятельность человека с позиций теории управления, то процесс чтения, когда работают лишь мышцы глазного яблока и мозг, должен быть гораздо проще процесса хождения, когда кроме глаз и мозга, нужно управлять почти всеми мышцами тела. Это настолько очевидно, что вряд ли кто будет оспаривать это положение. Кроме того, вместо битов знаний, мы используем известное и более емкое понятие "образ", для которого существуют математический аппарат ("теория распознавания образов" и другие). В основу методики "Читать - раньше, чем ходить: по буквам" положена современная теоретическая и научная база, тогда как в основу программ Домана, судя по приведенному выше описанию истории их возникновения положены интуитивные представления и некоторые практические опыты.
Но главные недостатки, а вернее, грубейшие и совершенно недопустимые ошибки Глена Домана заключаются в неиспользования современных, новейших научных знаний о физиологии мозга и работе мозга, как сложной информационной системы. Внимательно прочтите и посудите сами.
Главная аксиома (догмат) педагогических представлений Г. Домана: отрицание возможности научить ребенка читать по буквам до 6 - 7 лет. Вот взгляды Домана на обучение чтению в собственном смысле этого слова:
"Ничто не может быть более абстрактным для двухлетнего ребенка, чем буква "А". Лишь благодаря своей одаренности дети когда-нибудь смогут выучить эту букву." (Г. Доман и Джанет Доман. Дошкольное обучение ребенка / Пер. с англ., - М., Аквариум, 1995. - на стр. 92 )
Вот что собственноручно пишет Глен Доман в книге "Гармоничное развитие ребенка, М. 1996 году, на странице 345, и в других книгах:
"Несколько слов по поводу алфавита. Почему мы не начинаем процесс обучения именно с него? Ответ на этот вопрос очень важен. Основной догмат любого обучения состоит в том, что начинать надо с известного и конкретного, потом переходить к новому и неизвестному и лишь затем к абстрактному."
Эти представления Глена Домана считаются весьма устаревшими. Например, в публикациях "Читать - раньше, чем ходить", "Начальное образование - до 4-5 лет", "Как ускорить интеллектуальное развитие детей", " (1992, 1995, 1996 г.) я показал, что согласно новым научным данным, ребенок вполне осваивает буквы уже в три месяца, а в возрасте от 6 месяцев до 1 года вполне может справиться с чтением новых слов по-настоящему, по буквам и слогам.