Вопросы по раннему музыкальному развитию ребенка
Я интересуюсь методикой "Композитор - в три года",
- это одна из программ "системы МИР", - следствий методики Тюленева "знать ноты - раньше, чем ходить".
В ней конкретно ставится и реализуется конкретная цель. Но не все с ней согласны или не понимают.
Тут вовсе не обязательно быть профи, я только разделяю концепцию Тюленева, что воспитывать нужно сразу композитора, а не слушателя или исполнителя - себе дороже. Хотя бы потому, что "ребенок - композитор" сам будет музыкальные диски писать, а не тратить семейные money. Да - да, меня бы это устроило.
Тогда становятся понятны рекомендации "системы МИР".
Когда эта подмена истинного музыкального развития происходит? По его мнению, это когда, например, классику сразу дают слушать, а не песни и другое, как было в историческом развитии музыкальной культуры. Сложная музыка вызывает излишнее почтение перед ней, и ребенок не решается творить. Об этом Тюленев сто раз говорил.
Многие прошли путь меломанов - по большому счету, такое музыкальное воспитание - это пустые затраты.
Доказывается, что это даже вредно для других видов развития. В то же время, в качестве прививки от "музыкальной зависимости" - это методика "сочинять - раньше, чем ходить".
Посмотрите содержание - сразу все поймете,
В системе МИР делается упор на музыкальное творчество, а не на пассивное, пусть и изощренное потребление музыки ребенком.
Это принципиальная разница: лоббисты от певцов и музыкальной богемы вычистили программы музыкального образования так, что из наших детей готовят только потребителей, ихней мзыки. Чтобы дети тратили, и тратили немеряно, слушали и постоянно на это отвлекались ... Я за то, чтобы ребенок мог сам выражать свои чувства музыкальным языком, когда он сам захочет, когда, скажем, это нужно семье. Система МИР - это прививка от музыкального потребительства в пользу творчества, и ведь еще два века тому назад дворянских детей в обязательном порядке учили и музыку сочинять и романсы писать...
Если вы "за" - тогда стоит заниматься по - Тюленеву. Она была реализована давно, кажется в 1991 - 1993 годах, кратко есть в публикациях, но материалы начинают появляться, на тюленинских сайтах, например: http://rebenokh1.narod.ru/ .
Но без методики читать - раньше, чем ходить эта программа не пойдет, поскольку методика "знать ноты - раньше, чем ходить" с ней интегрируется, и с азбукой "УРАМИР", там ноты тоже усваиваются в виде первых же слогов. И, в частности, для этого поют по Тюленеву не "ба - бо - бы ... ", как зайчисты, а сразу "до - ре - ми - фа - соль - ля ...", чтобы вместе нотами и гаммой слоги осваивать.
Если хотите использовать самую продвинутую методику, то задавайте туда воросы, а обсуждать будем здесь - под лежачий камень не потечет вода, ведь спрос рождает предложение. Я только знаю, что на эту тему подробный сайт делается, так что мы можем повлиять на его содержание?
Что касается классики - кажется, есть "галерея специальных звуков", или, точнее называется "галерея опорных музыкальных образов".
Все идет, как я понимаю, у Тюленева строго по порядку: сначала "опорные образы звуков" (природа, город и проч.), потом "опорные образы музыкальных фраз", дальше "ООМ предложений", ... Составление слов - это тоже композиция, напечатал предложение - это тоже, сочинил композицию. Поэтому, по Тюленеву, все - чтение и композиторство - связано.
Примитивная метода, но композитора в три года иначе не получится, только в тридцать три, наверное.
В три года норма - ребенок печатает, например, сказку "Путешествие зайца Тао в Африку", и тут же переходит к синтезатору - играет фантазию на тему "Путешествие в Африку".
Скажем, сначала мажорное арпеджио во второй октаве: скачет, мол зайчик по горкам. А тут вдруг "Ряв!" - лев в большой октаве, или в субконтр - октаве как громыхнет форте - фортиссимо!
Но не тут - то было - заяц как прыгнет на целую октаву - и был таков!
Хотите - не хотите: Тюленев считает, что печатать сказки и делать композиции типа "Петя и волк", ребенок должен одновременно - в три годика. ;-)) Ну, попроще, наверное. Он настаивает, что сначала должно быть слово, то есть, обращайте внимание на вербальный интеллект, а потом музыка - правое полушарие, потому что звуков и эмоций так хватает... А вот интеллекта часто не достает, упускаем - об этом смотрите в книге "Читать - раньше, чем ходить", кажется часть ее имеется и здесь, на 7ya.ru. Не хочу быть испорченным телефоном. А может не стоит Моцарта обставлять, пусть сияет, как непокоренная вершина? - все педагоги, кроме этих "тюленинцев" убеждены, что талантов ДОЛЖНО быть мало, а гениев - еще меньше. Говорят, так им интересней жить, видимо в смысле материальном, я то сама думаю, что чем больше гениев - тем, наоборот, нам веселее! Обычная программа муз. образования, это: "Композитор - в тридцать лет". Можете до этого семь лет в муз. школе поучиться, потом пять лет в консерватории - только тогда к этому же придете, композиторствовать и тогда вам не доверят. Можете выбирать! А так - через полтора года вдруг! - получите своего домашнего Моцарта. "Поверь в свое дитя", словом. Программа Тюленева так и называется: "Играем в Моцарта".
Но Моцарт научился записывать ноты в шесть лет, а Тюленев учит знать, то есть читать ноты - раньше, чем ходить. Но если этого не хочется, тогда отправьте ребенка, - когда его возьмут, - в музыкальную школу и т.д. Будет нормальным ребенком, то есть, как все вокруг, тоже хорошо: кому - то нужно слушать.
Уважаемые друзья,
Мне попалась книга П.В. Тюленева, и я занимался по ней с ребенком, результаты весьма любопытные.
Уважаемый Сидоров Петя!
Посмотрите по интересующим вопросам на сайтетам достаточно много информации. Ответы на вопросы содержатся в РК МИР-2, таковы правила соглашения с родителями, которые поддерживают эти исследования, государство не поддерживает эту работу, проводимую в частном порядке по индивидуальным запросам.
- система МИР включает около 30 методик, и несколько десятков игр. Только в "Азбуке МИР" их более 30 наименований, в каждой примерно по пять разных вариантов.
Но вот там были телефоны, и у Вас на сайте есть ссылки и попытка представить информацию, но ничего не работает, кроме того предложения не имеют гиперссылок, не понятен их конкретный смысл. Тезисы без продолжения. Буду рад если подскажете и про материалы и про школу. До 18 лет у вас? Сайт "Лариса" не работает. - этот сайт на реконструкции, фактически он уже преобразовался, породил сайты http://rebenokh1.narod.ru/ и www.mirrebenka.h10.ru
Так как быть после семи лет?
Буду рад ответу, С уважением, П.С.
- в системе Тюленева нас примерно десять направлений, и все, что мы може сказать, даем нашим пользователям в комплекте и в виде консультацию
Нужно знать, что вас конкретно интересует? Какие методы вы освоили?
Фактически все методы Тюленева начинаются в возрасте до 1 года, продолжаются до 18 лет. Если Вы являетесь официальным владельцем материалов, тогда обо всем этом будете знать, и вопросы будут не такие общие, а по системе: возрастной период: "начальник", . программа "Моцарт", игра седьмая, программа композиция" ну не получается у ребенка соединение, гибрид лунного света, движения слона и полет колибри."
Какие музыкальные способности нам нужны?
К чему, к каким музыкальным способностям можно и нужно стремиться? Чего можно достичь, что об этом говорит наука и практика? Музыка для жизни, или жизнь для музыки? Что дает музыкальное образование?
Перечислю некоторые из возможных путей и форм проявления музыкального таланта. Вы можете выбрать для себя и своего ребенка подходящий. После такого выбора и нужно составлять индивидуальную программу музыкального развития с учетом рекомендаций "системы МИР".
Варианты (конфигурации) проявления музыкальных способностей и талантов
1. Ребенок разучивает по нотам, отрабатывает до автоматизма и играет музыкальные произведения - к этому обычно приходят ученики уже первого класса музыкальной школы. Бывают случаи, что это вполне делают дети, которые не имеют слуха.
2. Ребенок играет по нотам "с листа", то есть, свободно - обычно к этому требование к музыкантам, окончившим музыкальное училище, но многие ученики старших классов способны на это.
3. Подбирает и играет простые произведения, мелодии песен "на слух" - казалось бы, это самая простая форма проявления таланта, но педагоги тщательно избегают и часто запрещают заниматься игрой "на слух", чтобы у ребенка не закрепились ошибки, как в воспроизведении конкретных произведений, так и ошибки в постановке пальцев, в "технике".
4. Ребенок играет на слух в совершенстве, как Моцарт, прослушав произведение один раз. Такое возможно, если ребенок будет знать и играть множество произведений, а также уметь солидный опыт сочинительства. .
5. Ребенок не знает нот, но играет на слух и импровизирует
Это означает, что он владеет инструментом, знает множество стилей, имеет стремление к творчеству. Такое возможно только в случае, когда с ним позанимается профессионал или такой же талантливый слухач - самоучка.
6. Ребенок импровизирует так, что у него покупают, то есть приглашают на мероприятия, концерты, или покупают партитуры импровизаций. Обычно этим отличаются профессиональные "джазмены", так как умение импровизировать - заурядное требование к любому профессиональному джазмену или рок - музыканту.
7. Ребенок не знает нот, играет, сочиняет. - такая ситуация почти невозможная, и поэтому от такого проявления таланта нужно сразу отказаться, это - тупик. На самом деле, многие из нас могут сочинять музыку, и делают это частенько, когда мурлыкают что - то себе под нос. Бывает, что получаются чудесные мелодии, но мешает то, что практически никто не может это свое сиюминутное вдохновение запомнить, сохранить и записать. Это тем более мешает и детям проявить талант.
8. Ребенок знает ноты, свободно играет то, что чувствует, выражает свое состояние музыкой, в том или ином стиле.
9. Составляет композиции из сэмплов, записывает их на компьютере и в виде нот.
10. Составляет композиции, которые с удовольствием покупают.
Из этих случаев по - настоящему могут интересовать толь несколько: хотелось бы получить следующий результат раннего развития музыкальных способностей:
1) Иметь музыкальный слух.
2) Знать ноты
3) Уметь играть на музыкальных инструментах произведения "с листа"
4) Уметь импровизировать на музыкальных инструментах, и записывать импровизации нотами и на компьютере
5) Уметь сочинять, записывать и исполнять свои произведения.
Это сочетание способностей и навыков можно обозначить сокрашением, аббревиатурой из первых букв перечисленных навыков СЧИСИМС: "Слышать, Читать, ИСполнять, ИМпровизировать, Сочинять".
Вы можете убедиться, что фактически это - программа максимум для развития музыкального таланта, но эта программа вполне выполнима, если использовать наши рекомендации, пособия и начать вовремя.
Современное музыкальное образование не ставит задачу подготовить будущих "Моцартов". Весь процесс многотрудного музыкального образования представляется сомнительным, когда это прерывается сразу после окончания музыкальной школы. Поулчается, что труд ребенка ничего не стоит. Каждый, кто через это прошел, знает, что ребенок трудится в музыкальной школе, и часто этим все музыкальное образование и соответствующая деятельность заканчивается, почти не давая отдачи.
Способности к музыкальному творчеству - каждому ребенку
"В Кострено, в Кострено поедем с тобой,
Там песни слагает любой!
И если песня, песня получается,
То море, море, море улыбается …"
Хотелось бы, чтобы любой родитель, даже не знакомый с музыкальной грамотой, и тем более, не имеющий слуха, мог воспитать талантливых детей, способных стать не только музыкантами, например, исполняющими известные произведения, но и композиторами, сочиняющими музыкальными произведения. Именно этой цели посвящена эта книга.
Однако сначала вам необходимо быть твердо уверенными, что это возможно, является обычным делом, таким же, как научить ребенка читать и писать. Когда - то в 60-е годы часто звучала популярная песенка, слова из которой приведены в эпиграфе.
Столетиями традиционные педагоги внушали, что обучить ребенка чтению можно только в 7 лет, но к 1990 году нам удалось разрушить этот миф и доказать, что ребенок может научиться читать - раньше, чем ходить. Теперь каждый родитель может покончить с таким же мифом в отношении музыкальной грамоты. Несмотря на то, что этот миф охраняется столь же упорно и тщательно, вы сможете научить ребенка нотной грамоте - раньше, чем ходить. Разумеется, это можно сделать и позже.
Здесь приводятся материалы, необходимые для общего знакомства с методикой "Знать ноты - раньше, чем ходить" и программой, условно называемой "Моцарт". Как вы убедитесь, путей к знанию нот в младенческом и дошкольном возрасте много - столько же, как и к обычной грамоте в методике "Читать - раньше, чем ходить", или в "Универсальной развивающей азбуке". Я убежден, что родители имеют право мечтать, чтобы их ребенок мог добиться таких успехов в музыкальном творчестве, каких пожелает.
Обучать нотной грамоте нужно начинать раньше, чем ходить
Как сделать так, чтобы любой родитель, которому традиционное общее образование в школе не дало музыкальной грамоты, все таки, мог сделать своего ребенка музыкально образованным.
Если идти традиционным путем, через музыкальные школы - ничего не выйдет, кроме огромных затрат времени и средств, с одной стороны, и потери у ребенка желания заниматься музыкой, с другой. Мой опыт показал, что лучше всего обучить этому, знать ноты легче, раньше, чем ходить, а не в более старшем возрасте.
К 1990 году мне удалось проверить на практике основные элементы методики "Знать ноты - раньше, чем ходить", и я думаю, что со временем все осознают важность сделанного этой методикой открытия.
Таким образом, закон оптимального музыкального образования гласит: "Любого обычного ребенка можно научить знать ноты, раньше, чем ходить".
Разумеется, это не будут знания в объеме средней специальной музыкальной школы, достаточно знаний в объеме начального курса сольфеджио. Для того, чтобы осуществить это, родителям достаточно будет пособий, упомянутых в настоящей книжке.
Второе открытие, которым я хотел бы в первую очередь поделиться, касается последующих темпов музыкального развития ребенка, узнавшего ноты - раньше, чем он начал ходить, Это открытие я называю законом оптимального творческого развития: "Любой ребенок в системе МИР может и желает стать композитором в возрасте трех лет". Причем, исполнительское искусство в этом возрасте малышей интересует гораздо меньше, чем сочинения собственных произведений.
Примечание: Вы должны обратить внимание на то, что ребенок в этом возрасте сможет не только сочинять мелодии, но и записать их нотами, при помощи наших пособий или на персональном компьютере.
Композитор - в три года
Впоследствии, когда я начал искать аналоги в истории, то обнаружил, что установленный мною срок опережает на три года начало музыкального творчества самого Вольфганга Амадея Моцарта, который первое произведении, как известно, записал нотами в возрасте 6 лет. Но последующий анализ показал, что метод родителей Моцарта, профессионально владевших игрой на музыкальных инструментах, не подходит для миллионов родителей.
Что нужно для раннего музыкального образования
Комплекты пособий, музыкального оборудования и программ для компьютеров можно будет заказать в дальнейшем, когда родители увидят, что воспитывать музыкального гения вовсе не так сложно, как им раньше казалось и они решат организовать занятия музыкой.
По тексту и в приложении уже приводятся образцы некоторых пособий, которых достаточно для начальных домашних занятий с малышами. Родители, заинтересованные в занятиях по программе "Моцарт" смогут, надеемся, в ближайшее время получить полный комплект "МИР музыкального творчества", с представленными здесь материалами.
В книгу вошли и ответы на вопросы родителей по методике "Знать ноты - раньше, чем ходить", а также более детальные образцы пособий.