Вопросы по методике использования песен
в раннем развитии детей,
как опорных "музыкально - интеллектуальных развивающих образов"
(сокращенно: МИРО)
Можно ли использовать для интеллектуального развития песни?
- Можно, но только - осторожно, с использованием конкретных рекомендаций. Песни используются взрослыми для расслабления, то есть в антиинтеллектуальных целях. Взрослым людям, родителям, обремененным реальными проблемами, это нужно для снятия стрессов. Для детей это категорически противопоказано. Взрослые путают интересы детей и себя, взрослых. Как правило, так называемые "детские песни" во много раз умножают этот расслабляющий и тормозящий развитие фактор. Многим это может не понравиться, как не нравится лечить больной зуб - но для детей нужно использовать проблемные, эпические, высоконравственные и высокохудожественные песни. Чем более "серьезные" песни вы используете, тем больше будет пользы для интеллекта ребенка. В течение дня естественным путем возникает множество развивающих ситуаций. Но развивающими они станут только тогда, когда вы будете знать, что такое "система мир" и как в ней создаются эти "развивающие ситуации".
Чем отличаются рекомендации системы МИР от обычных методик преподавания пения и музыки, раннего музыкального воспитания?
- Они диаметрально противоположны. Если вы хотите обычные результаты - используйте милые сердцу обычные методики. На прилагаемой к комплекту РК МИР-2 аудиокассете ребенок в возрасте двух лет читает обычные, с мелким шрифтом сборники и поет разные, открываемые наугад, в основном, взрослые песни. Читает не по складам, а свободно. Поет тоже, почти с правильной мелодией. Это было достигнуто человечеством впервые на планете, 1989 - 1990 году, в Москве, в столице нашей Родины, это абсолютный мировой рекорд. Иной методики, которая позволяет получить подобный результат, кроме проверенной и примененной нами, я не вижу. В качестве одного из оснований, из которых когда-то, с 1970 года вырастала "система МИР", является историко-генетическая и функционально-прагматическая теории психологии развития личности. Для ребенка все песни, в которых поется об опыте живших до него людей, о географии, поведении и т.п., я рассматриваю как ... детские, развивающие, то есть имеющие для развития ребенка историко-генетическое и функциональное значение. Только и всего. Потому что не нам судить о том, как распорядится ваш, изначально гениальный ребенок, с этими песнями. Эта же методика здорово мне помогала, начиная с 1958 года, когда я занимался со своими братьями двух и трех лет. Я использовал в те времена толстенный сборник русских народные и советских песен, более 500 страниц, большую фонотеку, - современных тогда песен, - моих родителей. Я и сам через все это прошел: мой дед пел в церковном хоре, отец выступал во фронтовых концертах, пел и играл на нескольких музыкальных инструментах. Во всех моих родных и знакомых русских семьях любимое занятие: петь на всех праздники и в застольях, аккомпанировали себе сами. Определенный личный опыт тоже использован: я прошел через музыкальную школу, участие в создании ВИА (вокально - инструментальных ансамблей) эпохи битломании, пел в академической хоровой капелле, солировал в студенческой эстраде, не расставался с гитарой в походах и экспедициях, сочинил около двухсот песен... Наши дети все наше серьезное должны воспринимать как свое, детское, только тогда они пойдут дальше по всем направлениям. Зачем тормозить наших детей какими то устаревшими методиками, придуманными столетия назад какими - то бездарными педагогами, скорее всего незнакомыми с возможностями музыкального развития вообще? Если не слушать традиционных педагогов, а использовать научные рекомендации, то любой родитель, я уверен, сможет повторить подвиг отца Моцарта, ведь слуховой аппарат у человека уже считается, практически сформированным в возрасте 4 - 5 месяцев беременности! Поэтому я так называю программу музыкального развития "Моцарт". Но мы-то здесь ведем речь об интеллекте - а это, на мой взгляд, сложнее будет.
Почему вы рекомендуете использовать взрослые песни?
- Никто еще не развил интеллект своего ребенка, используя детские песни. Скорее, наоборот. Для развития ума нужны песни, которые заставляют интеллект развиваться, а не расслабляться. Не даром говорят: "Музыка расслабляет и уводит в рабство". Развивающие песни мобилизуют и ведут делать великие дела. Если первое - то не ко мне обращайтесь, включайте "диско", "попсу", хотя и попса бывает разная. Можно дать такой концерт, что дети пойдут громить машины, бить витрины. … После другого концерта - возьмутся за книжки. Все дело в DJ, в "ди - джее" и подобранных им песнях. Я рекомендую использовать взрослые песни, потому что проверял их более сорока лет. Для того чтобы стать умнее и сильнее, нашим гениальным детям нужны взрослые, даже лучше гениальные, умные и сильные взрослые песни.
Зачем рекомендуется, например, использовать песни отечественной войны?
- Для того чтобы наши дети жили в мире, чтобы не было войны. Во-первых, это исторические песни, а великие говорили, что важна только история, если вы хотите, чтобы ваши дети избежали ошибок. Эти песни в большой степени проблемные, мелодичные, ритмичные и с хорошим текстом, часто с таким глубоким содержанием, что нужно порой полжизни прожить, чтобы постепенно полностью понять их, хотя исходные понятия часто очень простые и понятные ребенку. Например: родной дом, роща золотая, клен опавший, журавли, соловьи, березы, высокий дуб, русское поле и другие. Эти песни не только иллюстрируют новые слова, но и формируют связь поколений, помогают вспоминать старших родителей, почитать их - а это главная, первая конкретная заповедь такой книги, как "Библия". Получается, эти песни на практике реализуют самое святое и главное, для чего была написана "Библия": "почитай отца и мать своих, чтобы продлились дни твои не этой земле". Большинство хороших песен - это и есть заповеди, которые ребенок будет помнить всегда, всю свою жизнь. Эти песни сохраняют связь поколений - многие родители, упустив это, горько сожалеют, когда дети их бросают, относятся к родителям бессердечно, бездумно и т.п. Что касается конкретных песен заданного вопроса, факты таковы: когда их пели, то более 50 лет не было войн. Так что за вами, родителями, выбор будущего для своего ребенка.
Непонятно, вот я люблю песни Аллы Пугачевой, а вы рекомендуете народные, советские песни.
- Многие песни Аллы Пугачевой мы тоже рекомендуем, умные, содержательные и мелодичные песни. Но песнями одной певицы, пусть даже и величайшей, невозможно охватить все жизненные, исторические, развивающие ситуации. Очевидно, вам попались рекомендации по одному диску, ведь я рекомендую несколько тысяч песен, в том числе многие содержательные современные и зарубежные песни, а это - десятки дисков. Наверное, когда вы составляете музыкальное меню для своего ребенка, то будет справедливым следующее сравнение: нужно также, как и в детском питании, помнить, что есть полезное, есть сладкое, питательное и вредное. Некоторые дельцы даже пиво и наркотики относят к продуктам питания. От питания зависит не только самочувствие, но и здоровье и даже жизнь и смерть. Среди песен имеются и диатезные, соленые и острые, возбуждающие и успокаивающие, и даже имеются и своего рода "музыкально - наркотические".
Разве мало родителей, которые горюют от того, что их дети - меломаны? Родителям нужно иметь в виду или задаться вопросом, что если ребенок стал плохим человеком, то, может быть, он не те песни в детстве слушал?
Почему вы рекомендуете использовать для интеллектуального развития песни?
- Я рекомендую использовать далеко не все песни, а только отобранные. Песни можно рассматривать как звуковую иллюстрацию к словам. В хороших песнях содержится много понятий, новых для ребенка слов. Каждая песня - как картинка, опорный образ одного или нескольких понятий. Еще более важно, что почти любая песня отображает, как правило, какую-то сложную жизненную ситуацию. Песня гармонично соединяет интеллект и эмоции. Можно очень много сказать о том, почему я рекомендую эти песни - читайте об этом в книгах.
Какое главное требование или цель использования песен в системе "МИР ребенка"?
- Помните, главное: чтобы любую песню ребенок начал пытаться петь. Постоянно показывайте в этом пример, если можете петь.
Как быть, если у родителей нет слуха?
- Другие родственники, бабушки и дедушки, дяди и тети, братья и сестры тоже не должны оставаться в стороне. Им достаточно спеть один - два раза. Вы можете специально сходить в гости к поющему родственнику - этого будет достаточно. Вспомните себя: наверняка в вашей памяти хранится случай, когда вы навсегда запомнили, что кто-то пел. В системе МИР эта проблема решается набором нескольких тысяч песен, охватывающих тысячи жизненных ситуаций и понятий.
Как следует применять развивающие песни"?
- Каждую песню постарайтесь применять со смыслом. Даже если ребенку один годик, показывайте ему текст песни, хотя бы пару куплетов. Включаете песню, или поете ее - вручайте карточку с текстом. Тогда песня становится развивающей.
Что такое "МИРС" - "музыкально - интеллектуальные ситуации"?
Как найти и включить и прослушивать нужные рекомендуемые песни?
- Для этого нужно выделить курсором директорию с песнями и нажать "Файл" - "Найти". Далее, нужно в появившемся окне запроса набрать слова, описывающие интересующую вас ситуацию, то есть ключевые слова. В окне результатов поиска появятся музыкальные файлы песен, и вам достаточно будет, щелкая или выделяя их, установить на воспроизведение и заняться своими делами.
Например, если вы наберете, разделяя запятой: "Дом, мама", то в результате этого запроса в окне результатов поиска появятся все песни, в которых поется о доме, о маме.
Если вы наберете, без запятой: "дом мама", тогда в результате поиска получите немного песен, где поется и о доме и о маме одновременно.
Некоторые психологи утверждают, что музыка вредна. Можно ли ребенку слушать радио? Что такое музыкальные вирусы?
- Пока на каналах не появились специальные радиопередачи - слушать радио я не рекомендую. Все, что необходимо, имеется в комплекте МИР-2. Обратитесь на радиоканалы, подайте заявку или просьбу о том, чтобы мы сделали для вас мирные радиопередачи: тогда можно будет слушать. Да детишек не оторвете тогда от радио: столько полезного можно им рассказать, озвучить! Нынешние редакторы, я их называю "дебилизаторами", - вот уже несколько лет делают все против детей. Таких давно и сегодня и всегда нужно увольнять - но держит же их кто-то!? - скажите вы. Но тут дело вовсе не в искусстве, а в политике. Когда демонстрируют черный квадрат рядом с шедевром живописи - это и есть изобразительный вирус, задача которого вызвать помеху в интеллекте, а через него в сознании ребенка. Те, кто платит за такие произведения - финансирует индустрию создания подобных "вирусов". Подобные "вирусы - черви" и прочие запускаются и в музыкальную культуру. Они дезориентируют ребенка. Создают такие вирусы по тем же причинам и примерно такие же "люди", что и обычные компьютерные вирусы. Система МИР - содержит много антивирусных программ.
Мы не так часто включаем телевизор, но зато пользуемся радио. Какие программы по радио вы бы рекомендовали для ребенка?
Мой муж постоянно слушает радио. Говорит, что там есть музыкальные программы. Но говорит, что слушать это нельзя - неужели там нет ничего полезного?
Я постоянно прослушиваю многие радиоканалы, невольно анализирую их с позиций интеллектуального развития. Самая, простите, я бы сказал, "дебильная" радиостанция - "Европа - плюс", и еще парочка ей подобных. Странно, их владельцы живут в странах, где подобные радиостанции не выживают. Я имею в виду содержательную часть их программ: там песни звучат на родном языке. Эти радиостанции - дебилизирующие, если так можно выразиться. Такие радиостанции просто блокируют вашу слуховую систему, причем, даже со знаком минус. Упорно разжижают низкопробной музыкой мозги. Обидно: миллионы наших сограждан вычеркивают минуты и часы ежедневно, наносят себе ущерб, слушая подобные РС. Все время ощущение: кто же платит за этот антиинтеллектуальный шум или грязь в эфире?
А что вы скажете про "Радио России", "Радио Резонанс" и другие, отечественные программы?
- Эти радиостанции гораздо более содержательные, но в смысле музыки они еще в пеленочном возрасте. Пока что я не слышал и на этих каналах умных программ для детей. Случается, на интересных радиостанциях какие-то абсолютно бездарные звукорежиссеры ставят ужасно неподходящую музыку, заставки. Такое случается на "Радио Резонанс", "Радио России" … Такие звукорежиссеры, контролируя эмоциональную составляющую программ, часто сводят "на нет" развивающие цели этих радиостанций. Странно, но, почему-то, на станциях, которые передают чудовищно искаженную и неверную информацию, с музыкой все в порядке.
Какую роль, вы считаете, играет музыкальное оформление в радиопередачах "Радио свобода", "Немецкая волна", "Голос Америки" и других?
- Эти радиостанции - профессионально политические и пропагандистские, поэтому музыка там используется так же, как она использовалась в радиопередачах Геббельса на Советский Союз и на оккупированные территории. Музыка помогает, например, проглатывать почти любые антироссийские комментарии, которые явно перекочевали из времен холодной войны. Интересно наблюдать, что вокруг все изменилось, но только на "Радио Свобода" по-прежнему, как и тридцать лет тому назад, ведут холодную войну против населения России. Судя по содержанию, они упорно стремятся возвратить нас к противостоянию былых времен. Ощущение такое, что если железный занавес раньше висел между нами, то теперь "Радио свобода" стремится накрыть этим занавесом нашу Россию, занимается развратом, пропагандой наркотиков, а с ноября 2003 года - пропагандой вина... Все делается с применением музыки, разумеется. Причем, высокопрофессионально. Поэтому слушать детям, подросткам и молодым людям эту радиостанцию смертельно опасно, я бы добавил "натурально опасно". Это - словно на незащищенном компьютере прогуляться в Интернете - нахватается вирусов и придется переформатировать. Но ребенка не так-то просто, невозможно "переформатировать"… В бочке меда там всегда есть ложка смертельного для детей и юношества яда. Вызывает уважение профессионализм, научность их работы, на два - три порядка превосходящая работников наших радиостанций. Уж очень там расстроены, что мы не воюем с Америкой. Никаких демократических убеждений, кроме самоунижения или даже ненависти к своей стране и дезориентации в политике, прослушивание программ нынешней редакции "Радио свободы", у детей и юношества, не воспитает. Фактический материал там богатый, но преимущественно антироссийской направленности.
Неужели никакой пользы нет от слушания этих радиостанций?
- Я получаю массу пользы, если передачи этой станции воспринимать наоборот, то она становится чрезвычайно информативной: все, кого эта команда критикует, оказываются друзьями России. И наоборот: кого на этой радиостанции защищают, косвенно хвалят, раскручивают или приглашают -оказываются на поверку серьезными и злющими враги населения. В связи с этим настораживает вполне её лояльное отношение к некоторым видным политикам. Я так понимаю, наверное, земли целых поселков, городов или регионов вот - вот будут проданы или уже проданы.… Иначе не объяснить этого, так как только последнее имеет значение для крупнейших "собственников" США. Вы сами задали вопрос о политической радиостанции: будьте внимательны. Вот, уже несколько институтов военно-промышленного комплекса запросто сгоняют с "государственной" земли! Газеты об этом пишут почти непрерывно - в Санкт-Петербурге. Вся западная пресса пишет о том, что почти все самые перспективные месторождения, открывавшиеся и разведываемые нашими отцами, оказались в руках американских миллиардеров. Конкретно почти третью нефтяных запасов России, наших детей "владеет" … вовсе не Ходорковский, а … Ротшильд. В нарушении Конституции и уголовных законов, порядка приватизации и прочая и прочая. Приехали! Родители - опомнитесь - вы же оставляете собственных детей без ничего: без того, что кровью и потом нам и нашим детям создали деды: без нефти, без земли! Что делать? Переходите в МИР. А наши газеты - молчок. Можно привести пример, и вы можете его тут же проверить. Ну, хвалят джаз там, на этой радиостанции понятно, почему: по пропаганде наркотиков радиопередача "45 минут" джаза занимает первое место. Я как - то сделал выборку в Интернете на сайте этой радиостанции: получилась целая энциклопедия по рекламе наркотиков. Десятки страниц, сотни упоминаний, конкретных названий и всего прочего, что является уголовно наказуемым деянием. Каждая такая передача добавляет в стране тысячи ходячих трупов - наркоманов. Подобные же результаты дают литературные передачи "Радио свобода". Но эта программа ориентирующиеся на другие убойные факторы: извращения, СПИД, размывание морали и нравственности. Самые высокие в мире темпы эпидемии СПИДА в России - заслуга этой РС, а так же 20 тысяч других организаций и фирм, которые получают деньги, согласно закону, продленному еще на десять лет, в ноябре прошлого года американским Конгрессом. Если смотреть с позиций российского родителя, то, учитывая легко прочитываемые конечные результаты влияния на массовую аудиторию, нынешнюю "Радио свобода" нужно было бы переименовать "Радио геноцида". Невозможно представить такие передачи в США. Куда смотрит, то есть, чем слушает прокуратура?
Понятно, что существует много плохой музыки и масса нехороших песен. Ну, а что можно выделить как самое вредное в музыке для развития ребенка?
- Самое вредное - прослушивание песен "без слов", точнее, на непонятном иностранном языке. Когда я вижу и слышу, что дети слышат такие песни, мне явственно представляется шагреневая кожа" - после каждого такого прослушивания мозг ребенка становится меньше, сжимается, как шагреневая кожа. Развитие интеллекта при слушании непонятных песен приостанавливается или даже уходит в минус. Здесь нервные клетки не восстанавливаются, блокируются надежно, навсегда именно такой музыкой. Представьте себе свой персональный компьютер, все диски которого забиты "тяжелыми музыкальными файлами. Диски можно очистить. А клетки - только путем безвозвратного отмирания.
Как сделать МИРС - презентацию?
- Для того чтобы составить презентации МИР, нужно сделать следующее:
1. Выбрать песню для прослушивания.
2. Набрать ключевые слова или описание "мир-ситуации" в фотоброузере, открытом в какой-то из библиотек с фотографиями. То же самое можно сделать в программе, работающей с клипартами (картинками).
3. Отобранные картинки составляют некоторое множество опорных образов - картинок, демонстрирующихся с заданной периодичностью на экране.
4. Запускаете песню на воспроизводство, и пока эта песня звучит, идет показ образов тех понятий, которые одновременно показываются на экране.