Памяти Б.П. Никитина - великого гуманиста, Педагога, Отца и Воспитателя XX века.
В конце второго тысячелетия, в 30 января 1999 года умер Борис Павлович Никитин, основоположник педагогики будущего, воспитатель и педагог, который был не только продолжателем лучших новаторских традиций российской педагогики, но и признанным основателем новых направлений в науке и практике воспитания, автором ряда педагогических открытий, опередивших свое время и которые еще только предстоит оценить научному и педагогическому сообществу.
Это был человек слова и дела, отец семерых детей, дед 17 внуков, автор многих книг, ставших настольными для более 15 миллионов семей во многих странах.
Жизнь Б.П. Никитина - пример неустанного творческого поиска, новаторства, неравной борьбы с закостеневшими воззрениями государственных бюрократических систем. Как человек прогрессивных демократических убеждений, атеист, свято верящий в Разум и не скрывающий своих взглядов, он многие десятилетия фактически в единственном лице, фактами и делом доказывал ошибочность ряда фундаментальных педиатрических и педагогических положений, представлял естественную оппозицию существующей системе образования и здравоохранения, способствуя движению вперед. Его трудами заложены основы родительской, внешкольной и антизатратной педагогики, что особенно важно в условиях сегодняшних проблем России.
Еще в 1958 году Б.П. Никитин во главе группы более 30 молодых педагогов и воспитателей безуспешно обращался в государственные и партийные органы с предложением о создании самоокупаемых школ нового типа, где образовательные задачи успешно решались бы одновременно с освоением учащимися практических навыков производства, самоуправления и ранней профессиональной ориентацией. Сегодня это направление как никогда актуально и требует реализации.
После репрессий, начался новый период жизни и творчества Б.П. Никитина совместно с Л. Никитиной, верным другом, женой и соратником. Этот период памятен всем родителям старшего поколения и войдет в историю как период создания "родительской педагогики", или педагогики естественного развития. Жизнь Б.П. Никитина, его неустанная борьба как педагога-новатора с общепринятыми заблуждениями была неотделима от его научных и педагогических поисков. Он еще в 60- 70-е годы открыто и неустанно заявлял, что традиционная система образования и здравоохранения вступили на путь паразитирования общества, сознательно и безответственно программируя чрезвычайно заниженный уровень общественного интеллекта и здоровья народа. Более того, результаты этого великого воспитателя и педагог столетия, а также его последователей, доказали его правоту. Предсказывая грядущую катастрофу, Б.П. Никитин фактически один противостоял не только чиновникам Минпросвещения и Минздравохранения, но и тогдашним средствам массовой информации, обрушивавшим на него и его последователей клевету и домыслы. Сотни клеветнических, заказных публикаций - убедительное доказательство этой беспрецедентной борьбы бездарных чиновников и обслуживающих их педагогов и журналистов против интеллектуального развития своего народа. К сожалению, научные и политические прогнозы Б.П. Никитина полностью подтвердились: население России и стран СНГ, фактически обращенное в рабство существующей системой образования, оказалось неспособным к выживанию.
Наследие Б.П. Никитина огромно и многогранно. Оно играет чрезвычайно важную роль в дальнейшем освобождении педагогики от предрассудков и заблуждений.
Еще в 60-е годы он проверил и выдвинул комплекс рекомендаций, известный под названием программы "Детство - без болезней", многие положения которой давно стали фактически общепризнанными. Революционные результаты были получены Б.П. Никитиным и подтверждены в десятках тысяч семей по многим направлениям педагогики развития ребенка: великолепные показатели физического развития, чтение с 3,5 лет, феноменальные результаты интеллектуального тестирования детей, развиваемых по "системе Никитина" привлекли внимание зарубежных специалистов и сразу же стали достоянием мирового педагогического опыта.
На основе личного опыта и анализа документов и опубликованных материалов, Б.П. Никитиным был накоплен большой фактический материал по раннему развитию интеллекта, влиянию школы на интеллектуальные показатели учащихся. В результате этих многолетних исследований и наблюдений, Б.П. Никитиным сформулирован фундаментальный "закон необратимого угасания возможностей эффективного развития способностей" - НУВЭРС. Необходимо отметить, что Б.П. Никитин не только глубоко обосновал существование этого фундаментального явления, но и разработал и проверил на практике методы предотвращения негативного влияния этого закона на уровень интеллектуального развития будущих поколений. Это событие вызвало глубинные изменения в научных педагогических представлениях, привело к фактическому крушению традиционных педагогических взглядов, которые пока еще сохраняются искусственно в странах с наиболее низкими темпами развития.
В работах Б.П. Никитина каждый находит неисчерпаемый кладезь идей будущей интегрированной педагогики, физического и интеллектуального развития, воспитания и социальной адаптации ребенка. Еще в 60-е годы он раскрыл огромные дидактические возможности деловых, "производственных" игр в семейном дошкольном воспитании, использовал методику "домашнего театра" в решении задач духовного и творческого воспитания и множество других приемов и рекомендаций.
Фактически Б.П. Никитин являлся одним из немногих педагогов, кто всегда и самоотверженно отстаивал права ребенка, неустанно занимался бескорыстной просветительской деятельностью. Этим он снискал всенародную любовь миллионов своих последователей. Руководимый им авторский Центр "Никитинской педагогики" стал для десятков тысяч родителей и педагогов местом великого откровения, где им открылись глубина, беспредельные возможности и перспективы семейного воспитания.
Предложенные им в конце 60-х годов методы естественного развития и развивающие игры позволяют на треть сократить время обучения детей в школе. Освобождающееся время Б.П. Никитин рекомендовал использовать для обучения детей практически полезным навыкам и умениям, творческой деятельности. Он выступал со справедливой и резкой критикой существующих школьных программ, указывая на необходимость пересмотра до 70 процентов их содержания, считал планы увеличения сроков школьного обучения недальновидными и губительными, противоречащими природе ребенка с одной стороны, и интересам государства, с другой.
Существующую методическую систему дошкольного и школьного образовании Б.П. Никитин считал фабрикой по уничтожению талантов и гениев, здоровья России, и в этом его можно считать "Земмельвейсом 20 века", открытия которого спасли сотни миллионов жизней женщин - рожениц.
Открытия Б.П. Никитина сохраняют ныне сотни миллионов талантов и здоровья детей во всем мире.
Родители в России и во всем мире испытывают чувства глубочайшей благодарности и признательности к этому величайшему педагогу и воспитателю XX века. В Германии создан "Институт Б.П. Никитина", в Японии методики и развивающие игры вот уже третье десятилетие используются во многих дошкольных детских учреждениях. Работы Б.П. Никитина выдержали более 20 переизданий в Германии, Японии, издаются в 11 странах мира ...
Являясь фактическим лидером и главой российской школы педагогов - новаторов, в последний год жизни Б.П. Никитин работал над несколькими книгами, обобщающими его научные поиски, где он излагал свои взгляды на теорию оптимального развития личности. Только практика является критерием истины - таково было высшее требование Б.П. Никитина к своим работам. Этому правилу он следовал всю жизнь, на много десятилетий опережая время, и в борьбе с устаревшими представлениями, оказывая огромное влияние на педагогическую мысль, на культуру и практику воспитания. Многообразие идей и практических результатов работ Б.П. Никитина позволяют с полным основанием ставить его имя в ряду таких великих педагогов сподвижников и новаторов, психологов и Учителей, как Я. Коменский, Л.С. Выготский, А.С. Макаренко.
Жизнь Бориса Павловича, отданная детям, навсегда останется ярчайшим примером беззаветного и самоотверженного служения высшим идеям гуманизма, делу развития, воспитания и обучения подрастающих поколений - будущего России.
Благодарная память о нем навсегда останется в сердцах миллионов родителей, педагогов и воспитателей России, а это значит, что дело и педагогика Б.П. Никитина, его жизнь Просветителя - это победа, дарующая силу и счастье нашим детям и внукам.
Президент Ассоциации педагогов
- новаторов П.В. Тюленев
Одна из встреч с Б.П. Никитиным в 1998 году, за три месяца до его смерти - видеокадр.
О работах Б.П.Никитина:
Возражения П.В. Тюленева по поводу "заказной", бессовесной, циничной, наглой и хамской статьи в "Московском комсомольце", под названием "Никитины хотели перевернуть мир.
Мир перевернул их детей
"Московский комсомолец" №49 за 3 марта 2000 г.
"Великолепная семерка"
"Московский комсомолец" выдает желаемое за действительное: Никитины действительно, перевернули мир и, при этом сохранили здоровье детей и семейное счастье.
Почему-то эта мерзкая желтая газетенка, принесшая неисчислимый вред родителям и детям России, умалчивает, что активная позиция Лены Никитиной состояла в том, что высшее образование - вещь необязательная, особенно для девочек. Так что о звездах Никитины не мечтали. К этому был готов только отец, но он должен был считаться с желанием или нежеланием своей жены.
Гораздо важнее для всех родителей тот факт, что наша традиционная школа не имеет права на существование. Потому что каждый из нас знает, что многие десятилетия традиционная школа буквально набрасывается на одаренных детей и пожирает их, потому что каждый развитый ребенок своим существованием разоблачает тот ужас и кошмар, что творится в школе, в этой фабрике уничтожения талантов и способностей. Никитины не могли отказаться от услуг школы 17 века, потому что тогда не было экстерната, частных школ и возможностей так называемого внешкольного и домашнего образования. Сейчас все это есть и отдавать в традиционную школу, где уничтожат способности и таланты ребенка, нет никакого смысла.
Больше половины мужчин и женщин в России всегда мечтали иметь такую дружную и работящую семью. Сегодня в семье Никитиных более двадцати внуков. Из взрослых членов семьи никто не курит, не злоупотребляет алкоголем и прочей гадостью.
Сегодня Лена Алексеевна Никитина живет с семьями своих сына и дочери.
Б.П.Никитин
"КАК ИЗМЕРИТЬ УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА" Тогда, да сейчас в официальной системе просвещения и образования исследования в области раннего чтения были категорически запрещены. Вскоре появились сообщения, что в стране появились диссиденты от педагогики, Борис и Лена Никитины, которые осмелились научить детей читать за два - три года до школы. На них немедленно обрушилась почти вся тогдашняя государственная пресса, специалисты и академики сразу двух министерств: просвещения и здравоохранения. Сохранились более 200 публикаций в том числе и нынешних академиков против раннего развития и чтения. РАН: Институт психологии |
Работая над созданием методики измерения продуктивности интеллектуальной деятельности, ее автор, известный педагог Борис Павлович Никитин, ставил перед собой цель - создать тест, который может определять возможности невербального мышления; "сообразительность", а не уровень знаний. Ему потребовалось значительное количество времени, чтобы осуществить эту идею на практике.
В основу методики положен один из субтестов Векслера - кубики Косса. Авторская разработка Никитина заключается в творческом подходе к их использованию. Выяснилось, что даже 4 кубика, уложенные квадратом, позволяют сложить около 20 тысяч различных узоров.
В оборудование к методике, которую Б.П. Никитин назвал ПТУР ("продуктивность творческой умственной работы"), входит комплект четырехцветных кубиков (16 штук), секундомер, набор контрольных узоров возрастающей сложности, протокол измерений, экспериментальный график зависимости ПТУР от возраста, график определения "умственного возраста" по результатам испытаний и узор для укладки кубиков в коробку ("начальный порядок"), в каком должен увидеть их испытуемый, открывая впервые коробку.
Существует определенный порядок измерения ПТУР, подробно разработанный автором и апробированный на протяжении более чем двадцати лет. Он включает четкие инструкции для экспериментатора на всех этапах проведения исследования, - начиная от конкретных инструкций испытуемому, порядка предъявления кубиков и узоров, контроля за ходом выполнения ребенком задания, хронометража, временных норм (максимального времени складывания узора [Тмакс]), ошибок, которые должны учитываться при работе. Подробно расписан и подсчет результатов по записи в протоколе, которые поступают в виде показания "Продуктивности творческой работы" и оценки уровня развития каждого ребенка в зависимости от его возраста. По величине ПТУР, показанной ребенком, легко определяется его "умственный возраст", сравнивая который с календарным, можно увидеть, насколько опережает или отстает ребенок в своем развитии от статистически среднего.
Основным достоинством теста, как считает сам автор, является то, что он не только диагностирует, но и развивает творческие возможности, показывает способность к творчеству и самообучению.
ПТУР можно успешно применять для диагностики различных операций невербального мышления, пространственной ориентации, виртуального восприятия, творческого мышления.
Он может быть применим как для детей (начиная с двух-трех лет), так и для взрослых. Тест прошел экспертную проверку в Институте психологии Российской академии наук и рекомендован для психолого-педагогической диагностики. Основные материалы теста (кроме кубиков) выпущены в специальном издании: Б.П. Никитин, "Как измерить уровень развития ребенка". Кубики продаются отдельно в готовом виде или могут быть использованы четырехцветные кубики из других наборов.
Ольга РЕШЕТНИКОВА
О Никитине, его семье и творческом наследии:
Популярно о интеллектуальных играх Б.П. Никитина:
Из первых уст:
Профессионалы о интеллектуальных играх Б.П. Никитина >>>
Книги Никитина Б.П.: