Вальдорфская педагогика
Десять лет тому назад в Москве был шум, что выпускники вальдорфских школ не смогли сдать экзамены за среднюю школу. Возможно, педагогам, которых привлекло необычное заморское название, надо было сильно подкорректировать эту западную методику. Особенно математика у них, словно бы просто отсутствовала. Целые трагедии разыгрались - многие дети потеряли надежды на будущее...
Я сразу прошу извинения у воспитанников вальдорфских школ - вы не виноваты, тем более наверное, российские педагоги постарались многое переделать и смогли спасти вас. Так давайте же спасём ваших и других детей?
А ведь в здравом уме, надо было просто на педагогическом Совете обсудить учение основателя "нового учения", которому сто лет. педагоги бы несказанно удивились, узнав, что Рудольф Штайнер верит в переселение душ, в то что у каждого человека было в прошлом множество жизней. Кроме того, Штайнер и вальдорфцы верят в пришельцев с других миров, в космический разум. Вы все слышали - когда стали появляться умные дети, воспитанные по методике МИРР и другим методам раннего развития, а также дети, насмотревшиеся фильмы о звездных войнах и множество других сериалов, их немедленно объединили и объявили ... пришельцами из космоса, с других планет, и все объясняют их прошлыми бесчисленными жизнями.
Все особенности психологии объясняет очень просто: точно так же, как когда то пел Высоцкий, помните: "хорошую религию придумали индусы".
Лекции Штайнера напоминали посещение сумасшедшего дома: учеников предлагалось классифицировать очень просто, безо всяких психологических изысков: этот был в прошлом добрым псом, ну а этот - плохим человеком, преступником ... Ну, а этот много думал в прошлой жизни, и теперь у него голова не слишком работает!
Наказания и мораль тоже сводится если плохо будешь себя вести, то родишься ... баобабом!". Естественно, многие дети верят солидным учителям. Родители тоже верят, рассуждая, что если не посадили в психушку, значит, возможно, что Штайнер и другие вальдорфцы правы?
Но есть мнения, - уже по факту развития этих школ в течение ста лет - что эту школу специально поддерживали влиятельные круги, чтобы выбить интеллектуальную элиту - заморочить голову детям богатых и состоятельных людей, затем, чтобы в будущем отнять у них капиталы.
Сделать ребенка не в себе, сломать ему нормальный интеллект и убедить в том, что он - пришелец - очень легко. Вот исправить это не всегда удается.
Давно известны многочисленные факты по том, что малыш, воспитывавшийся животным, например, собакой несколько месяцев, никогда не станет человеком вполне - в нём навсегда укоренятся собачьи привычки, повадки - тут ничего не поделаешь: импрессинг и импринтинг!
Так действует и вальдорфский детсад - большая часть мистики Штайнера граничит с бредом и некоторыми психиатрами квалифицируется как паранойяльный синдром и т.п. Где-то в Интернете был даже официальный отчет об эксперименте.
Основатель этого направления Рудольф Штайнер - весьма известный сторонник мистической и восточной философии, "идей" эзотерики, верит в ауру и вообще всё воспитание строит на этих и других, можно сказать, потусторонних гипотезах и теориях.
Например, цитирую места их лекций и семинаров, материалы которых тщательно скрываются от родителей в недрах "загадочной вальдорфской школы":
"Рудольф Штайнер описывает возникновение более или менее выраженной леворукости как следствие прежней земной жизни, в которой данный человек затратил слишком много физических и душевных сил. Это привело к ослаблению правой стороны, и левая только кажется сильнее". В. Гёбель, М. Глёклер. Ребенок. От младенчества к совершеннолетию. М., 1996. - с. 427. Из этого отрывка и трудов философа следует, что Рудольф Штайнер свято верит в то, что у каждого человека было бесконечное множество прежних жизней.
Некоторые добродушные философы наивно считают, что это - возможный, но не вполне удавшийся вариант воспитания для богатых бездельников. В итоге получаются типа богемные, ничего не понимающие в реальной жизни и почти ни на что не способные люди... Если конечно, их вовремя где-то в приличном дорогостоящем заведении не исправят хотя бы частично. Такое впечатление от вальдорфской педагогики.
Хотелось бы очень конкретно узнать - ауру вы-то видите? Я тут в "Москве" на полке посмотрел, почитал - множество было книг Штайнера и по-Штайнеру.
Я как ни старался - так и не смог научиться видеть ауры, хотя все эти космические теории выглядят очень романтично...
Вальдорфцы утверждают, что видят и ауру, верят в космических пришельцев - детей, посланцев из будущего... Но видят ауру далеко не все.
Правда ли, что они, видящие ауру, по определению против педагогов-интеллектуалов: Н. Зайцева "Читай и пой!", с кубиками; а также против Б. Никитина "Читать - в два с половиной года", "Начальная школа - в шесть - семь лет!"; Тюленева "Читать, считать ... - раньше, чем ходить"; Домана "Осваивать не буквы - а сразу слова!" - против всех, кто обучает детей читать, даже против Монтессори.
Одаренность вальдорфцы, как я читал, определяют по цвету ауры - "индиго".
Уважаемые участники! - кто-то видел ару индиго? Очень интересно, как этого добиться.
Но мне больше по душе обычные критерии и тесты, или школьные оценки.
Они пишут, что дети приходят из космоса - с этим я согласен - пальцем в небо - все мы, в принципе, из Космоса, и живём, по большому счету, в космосе.
Но дальше они говорят, что не нужно ничего делать - надо ждать, когда космическая природа проявится в ребенке...
Кажется, это даже не Монтессори - которая утверждала, что надо помогать ребенку, сделать все это, окружающее самому!
А у вальдорфцев - сугубо особо пассивная позиция.
Но я бы сказал, по сути, она - агрессивно антиинтеллектуальная педагогика - и ведь факт остается фактом - исходные вальдорфцы, помнится, ничего даже в традиционной педагогике и психологии не смыслили, они всё начали с отрицания.
Они начали всё с полного нуля.
Но до сих пор у них - полный нуль, в том, что касается успехов их воспитанников.
Может быть, это годится для некоей "элиты" общества, для богатых наследников, которым не надо в жизни бороться и у которых всё есть. Но только у меня есть опасение, что такой ребенок, не знающий математики или естественных наук и с низким уровне общего интеллекта, не будет способен удержать доставшийся от родителей - тружеников финансовый или творческий капитал. В большинстве случаев он не сможет спасти его от рейдерства, от других все более усложняющихся условий и реалий жизни. Ну, пусть, где нибудь в других, разжиревших странах такие богемные мечтатели странствуют - а в России, мне кажется нужны дети - феноменальные интеллектуалы и воспитанные, трезво смотрящие на жизнь люди. Потому что нас окружают не моря, а народы, которые ни на секунду не дадут расслабиться.
Не правда ли?
Впрочем, я не знаю - может быть, их ученики хоть ауру видят, чакры чувствуют, и прочее... Знают свою предыдущие жизни, верят в будущие перевоплощения, медитируют и занимаются трансом, спиритизмом, левитацией и прочими заумными вещами... Красиво, или я что путаю? Как можно родителю знать и контролировать такие программы?
Не выпадет ли такой ребенок из обычного, светского социума? Конечно, диплом ему можно купить, а может его примут в какую-нибудь Академию заоблачных наук без экзаменов? Так оно, скорее всего, и есть.
Расскажите, пожалуйста!
Вальдорфская педагогика никогда не относилась к раннему развитию, скорее вего, она приводит к позднему развитию - поэтому, надеюсь, я не нарушаю правила, критикуя эту мистическую, тупиковую, на мой взгляд, ветвь педагогики. Правильнее и точнее её было бы назвать: антипедагогикой и антипсихологией, ну а детский сад, соответственно - антидетским, или аурическим... Простите, уж так логически получается.
Между тем, если говорить об идеализме в педагогике, то странно, что некоторые идеалисты - религиозные педагоги и воспитатели добились колоссальных успехов - Ян Коменский, Карл Витте... Выяснилось, что они были за раннее развитие: именно от них, от этих - тоже идеалистически - мистических по большому счету, - педагогик пошли Моцарт, Норберт Винер, которые в 12 лет достигали уровня выпускника вуза, доктора... Но они во главу угла ставили обучение чтению и математике, языкам... Значит, делаю я вывод, что-то не впорядке было в головке у Штайнера или он просто преследовал какие-то иные, но не педагогические и родительские цели, а нечто иное... Кто-нибудь знает? - может быть, он у кого-либо лечился из светил психиатрии? Может быть, ларчик просто открывается, а мы тут мучаемся сомнениями, ауру тщимся узреть ...
Итак, вальдорфская педагогика - это современное воспроизводство маниловщины, в новых терминах и понятиях... Так это, или нет?
Вы - против?
***
Маниловщина - вот ключ к пониманию вальдорфской педагогики, но, понятно, осовремененная, с примесью эзотерики, мистики и проч. - как раз об этом я и сказал в предыдущем интервью Вам. Это, я уверен, - истинная, итоговая, конечная правда об этой педагогике.
1. Желал бы я спросить у родителей - хотят ли они такое счастье,- маниловский менталитет - своему ребенку и себе, лет через двадцать? - вот в чем вопрос.
Любой родитель ответит тысячу раз - нет, нет и нет!
Только незнание этой правды толкает родителей искать альтернативу обычному детскому саду у вальдорфцев, в этой пучине мистики и мечтаний о прошлых и будущих жизнях.
2. Теперь поговорим об обычных детских садах - я тоже категорически против них.
Но они создаются и создавались целью готовить Штольцев, в противовес Маниловым и Обломовым - но у них это плохо получается. Потому что они используют не современные, научные, а "традиционные методы".
Но как ни сомневайся, детские ады и школы запланированы так, чтобы через 19 лет жизни из них 16 лет каторжной учебы давать худой, но аттестат, то есть в принципе путевку в эту, мирскую жизнь. А вальдорфцы попросту отнимают даже эту путевку! Экспериментальные площадки по вальдорфской педагогике были созданы в количестве девяти штук, если не ошибаюсь, только в Москве, и более 60 - по всей России. Кстати, одновременно эмиссары из Британского Совета и других "советов" тогда нам навязали обучение планированию семьи и в школах бесплатно раздавали, простите, презервативы... Примерно тогда же навязали нам Единый госэкзамен (ЕГЭ), от которого отказались во Франции в 1970 - 1973 году, когда увидели, что образование будет попросту разрушено... Тогда же возобновили речи о возвращении к 12-летке в школах, от которой отказались тоже, в 1970 году по причине что она попросту уничтожит экономику ...
Я не хочу сказать ничего лично против Штайнера, потому что уважаю все попытки создать новаторские системы и педагогические технологии. Он не имеет отношения к вышеперечисленным диверсиям против России. Но последователи вальдорфских детских садов созданных когда-то еще в начале века, как правило, - узкоспециализированные гуманитарии, - глубоко заблуждаются и просто сами себя невольно обманывают.
Именно потому что они, эти "вальдорфские сады" в Германии дали колоссальные отрицательные результаты - может быть, именно потому наши любимые британские и прочие советники навязали эти эксперименты, скрывая правду о последствиях, которые должны быть хорошо известны. Интересно, есть ли например, скажем, в Израиле или Японии "вальдорфские детские сады", или нет?
Вот почему я считаю, что вальдорфская педагогика это - большущий минус, несмотря на все свои красивости и "положительные моменты", даже по сравнению с никуда не годными детскими садами и школами.
Что в "сухом остатке"? - здесь, в обычных школах - аттестат, диплом, пусть худой, возможность поступать в вузы, а у вальдорфцев - ничего, неприспособленные к жизни и борьбе дети - маниловы и обломовы, которых штольцы будут опекать или объегорят...
Надо же учитывать понятие - "ликвидность", всегда уметь смотреть на конечный результат.
3. С другой стороны, если подойти к лозунгам и идеям Штайнера с сугубо научной точки зрения, то я хотел бы обучать детей технике экстрасенсорики, ясновидению, даже видению той самой пресловутой ауры. У меня, да и у многих, есть методики диагностики методами биоэнергетики и много другое, чему на мой взгляд, нужно учить с детства.
Но дело в том, что Штайнеру и Вальдорфцам наука даже и не снится, хотя в этом направлении уже многое сделано. Вальдорфцы - ложная цель, тупик в психиатрию, а не в науку и здравый смысл. Когда интеллектуалы прибегают к такой мистике, как Штайнер - это всегда выглядит подозрительно. На самом деле, штайнеровским заблуждениям и слепо повторяющим его последователям недостает элементарного хотя бы среднего естественно-научного образования.
Это примерно тоже, что и не зная Ветхий завет, то есть, Закон Божий, проповедовать Новый завет: происходит абсолютное непонимание религии и её целей.
Так и Вальдорфцы путаются и ничего не могут сказать о своих целях.
Почему? Потому что им самим не говорят правду.
Ваш ответ - доказательство этого.
То, что знают и проповедуют педагоги - вальдорфцы - верхушка айсберга. Под водой скрыта колоссальная философия, мистическая философия полки - ломятся. А под ними скрыты утилитарные светские цели и навыки, о которых рядовым исполнителям, педагогам и методистам, никогда не скажут.
Ну, да ладно, я скажу.
Тут уж, безусловно лучше заниматься методиками Бронникова, для начала.
То есть, научить ребенка видеть с завязанными глазами, и за стеной...
Тут хотя бы практический смысл есть, и переход от мистики к реальности наблюдается.
4. Так что всех родителей, кто хочет получить прививку от вальдорфской педагогики и открыть в себе "третий глаз", я призываю: почитайте информацию от Бронникова и научных экстрасенсов, начинайте тренироваться и тренировать ребенка - что-то обязательно получится.
Второй шаг: освойте методику Джуны, и будьте благодарны ей, к сожалению, замкнувшейся в её горе.
Третье: есть великолепно описанные техники кандидата технических наук Саутова - если найдете - то всё поймёте и будете пользоваться неисчерпаемыми возможностями человека, биоэнергетики без мистики...
Тут есть еще и новые рэйки - технологии, мастера нового поколения, которые просвещают бесплатно… Но нужно не попасться к черным рейкачам.
В этом вся проблема: все эти дела опасны, так как Вы не сможете контролировать экстрасенсов и эзотериков… Так почему же Вы отдаёте детей вальдорфцам, которые отчасти всё это дело и затеяли? Подумайте - если они, по сути, отрывают детей от мирской жизни, не делают ли они их зависимыми от своих спонсоров?
Насчет последствий для детей - даже сами последователи этой педагогики не скрывают именно таких убогих результатов. Что касается в России - я лично слышал отзывы учителей, к которым попадали, к счастью, такие дети и которые были вынуждены исправлять ошибки вальдорфцев. Как только я слышу или меня спрашивают с проблемах ребенка, я сразу выясняю - не занимался ли он в вальдорфском детском саду и т.п. Это - уже рефлекс, потому что настоящие вальдорфцы и не отрицают, что они идут супротив интеллекта и образования... Есть множество детских садов, которые прикрываются заморским словечком, как другие педагоги несколько лет тому назад прикрывались и заманивали родителей именем Монтессори, даже не зная, кто он, - мужчина или женщина, - этот самый Монтессори?
(5 % педагогов -монтессорианцев даже не знают, что Мария Монтессори все свои полсотни лет педагогической деятельности была последовательный и категорический противник обучения ребенка до 3-х лет!
Так, я видел даже за светскими школами и другими модными центрами уши сектантов, дианетиков, сатанистов и прочих.
В общем, много есть интересного, что полностью разоблачает ложность пути вальдорфцев, и дает много полезного и нужного родителям для воспитания своём ребёнке.
5. Но как говорил Конфуций, кажется: "Если много мечтать, и не читать - то это путь в сумасшедший дом". Вернее - путь к безумию.
Или: если много думать, и не читать - то это путь к болезни.
Поэтому, наверное, самое главное - обучить ребенка читать и считать.
Это, как известно из первых публикаций на этом сайте по настоящему раннему развитию, если вы читали, можно сделать еще до года - двух.
Так что я готов говорить об экстрасенсорике, биоэнергетики, космических путешествиях на восьмом уровне трансцендентальных состояний и измененных сознаний ... - но сначала, давайте, научим детей читать и считать, чтобы не довести их до болезни или маниловщины.
Само собой, что программы детского сада и начальной школы мы проходим еще до трех лет.
Это может сделать каждый родитель вместе с ребенком. На этом настоящее раннее развитие оканчивается.
Далее, за три - четыре года я предлагаю всем освоить программу средней школы (12-летку) по определенной системе и получить экстерном аттестат и уж потом заниматься естественно-научными супер-технологиями, о которых, возможно, мечтал Штайнер и даже не догадываются вальдорфцы.
Только тогда, когда ребенок разовьется, будет обладать устойчивой психикой и получит пару-тройку высших образований.
6. Ну, а почему я этим занимаюсь? - потому что не хочу, чтобы запутывали мозги тем родителям, для которых ребенок - это вся их жизнь, и которые ищут такие методики, которые спасут их ребенка от традиционной школы и детских садов, которые отнимают способности, таланты и здоровье. Не так давно по ТВ показывали документальный фильм, где сидел целый штат проплаченных резидентами ЦРУ участников форумов, которые пудрили мозги наивны российским пользователям Интернета. Положенные восемь рабочих часов эти "участники" бродили по телеконференциям и предлагали всякую муру: не рожать детей - "Зачем вам это!", заняться групповухой, ну и предлагали вступить в различные проамериканские секты, церкви и прочее, записать ребенка в вальдорфские детские сады и "центры Монтессори"… Словом, "Дай вам боже, что нам не гоже!"
И эта своего рода "скаутская" деятельность будет продолжаться до тех пор, пока мы не подпишем всеобъемлющий договор США, запрещающий педагогические, врачебные, экономические и иные диверсии...