Обучение чтению в системе раннего развития "Читать - раньше, чемходить"
Чтение и размышление - это гимнастика ума. Гимнаст не уносит с собою из гимнастической залы аппаратов, но выносит оттуда силу и гибкость, которые дает ему упражнение. Так же и относительно чтения: не столько важно то, что мы выносим из книги и удерживаем в памяти, сколько сила и искусство, которые мы развиваем чтением книги. О. Марден
Главные результаты, на которые можно ориентироваться родителям
В конце 80-х годов XX века в России была создана и проверена на практике методика "Читать - раньше, чем ходить", благодаря которой впервые в мире в 1988 году был преодолен рубеж начала чтения и письма в возрасте до одного года. Так была доказана гипотеза, которую П.В. Тюленев выдвинул в 1970 году и которая следовала из теоретических и математических расчетов, что научить читать ребенка должно быть легче, чем ходить.
В то время в официальной, традиционной педагогике господствовало мнение, что ребенка можно начинать учить читать не раньше 7 лет. Но во всем мире педагоги-новаторы тайно занимались попытками научить детей читать. В США лидером был Глен Доман, который утверждал, что ребенок только в 6 лет способен понять что такое буква и поэтому он пропагандировал программы где детям предлагалось просто запоминать слова целиком. Последователи Домана готовили тысячи карточек большого формата со словами, которые они неустанно, по 14 раз в день показывали малышам.
Лидер европейских педагогов Мария Монтессори во всех своих книгах и методических рекомендациях внушала, что ребенок до 3-х лет не поддается педагогическому воздействию. С более подробными материалами об ошибках и представлениях Домана и Монтессори, с приведением цитат и ссылок на книги и документы этих авторов можно познакомиться на этом сайте на странице Анализ методик раннего развития.
Надо сказать, что в России также были педагоги-новаторы, которые не соглашались с представлениями Монтессори и программами Домана. Так, в 1968 году Б.П. Никитин осторожно указывал, что первые элементы чтения слов по буквам его дети проявили в 2,5 - 3,5 года. Тогда это было неслыханно и означало полный провал Академии педагогических наук и всей политики образования в СССР. Поэтому вся система Министерства просвещения и Министерства здравоохранения обрушилась на Бориса Никитина и его детей - было опубликовано около двухсот статей, осуждавших "эксперименты" Никитина. Кроме того, в Ленинграде с традиционной методикой обучения чтению в первом классе боролся Николай Зайцев. Органы образования как могли дискредитировали и высмеивали "кубики Зайцева". Доказывая эффективность своей методики, Зайцев перешел в детские сады и постепенно пришел к возрасту обучения чтению в 3 - 4 года.
Итак, только в России были расставлены все точки на "i" - годовалые малыши осваивали буквы и печатали на пишущей машинке и компьютере слова и простые предложения. Причем, это было сделано с использованием методики, специально разработанной для массового использования в семьях с любым уровнем достатка. Это было особенно актуально для начавшего тогда политического и экономического кризиса в СССР.
Для фиксации результатов письма и чтения в этом возрасте П.В. Тюленевым впервые была применена пишущая машинка, а так же персональный компьютер IBM PC/XT. Это позволило с 1989 по 1995 г. документально проследить развитие навыков чтения и письма (печатания?), начиная с годовалого возраста и до 7 лет.
Таким образом, в 1988 - 1989 г. на практике было подтверждено, что обучение чтению и письму не только возможно, но и безопасно. Распространение и использование другими родителями методики "Читать - раньше, чем ходить" доказало научную обоснованность и огромное практическое значение рекомендаций П.В. Тюленева, "системы МИР".
В ходе последующих многолетних наблюдений негативных последствий не было отмечено. Результаты оказались значительно шире: сегодня мы убеждены, что ранночитающий ребенок проявляет разностороннюю одаренность, оказывается феноменально развитым во многих областях. Оказалось, что раннее чтение настолько увеличивает интеллектуальный потенциал ребенка, что, фактически, можно говорить о возникновении новой, своеобразной эпохи в истории человечества, которая характеризуется неожиданным и резким увеличением возможностей человека. Полученные П.В. Тюленевым результаты позволяют утверждать, что началась новая "эра Человека Читающего" с возраста 1-2 года.
Поэтому, в 1992 году был создан Центр "Содействие развитию и воспитанию детей" и была начата благотворительная акция "Начальное образование - в 4-5 лет", которая продолжается и по настоящее время. Если с 1992 по 1998 год Центр, через первые, тогда еще медленные, факс-платы и факсмодемы рассылал десятки тысяч телефаксов с бесплатно с кратким описанием методики, во все уголки СССР и СНГ, то с 1998 - 1999 года Центр вошел в состав Академии образования, социального и экономического развития и рассылает краткие описание методики и информацию о современном состоянии рекомендаций "читать - раньше, чем ходить" по электронной почте.
Приводим один из примеров более 30 методик проведения игрозанятий по системе МИРР.
Методика П.В. Тюленева: «Изобретение письменности»
- Одно из самых запоминаемых игрозанятий, это изобретение письменности.
- Для этого используется неразрезанная азбука УРАМИР.
- Лучше всего поручить провести это занятие отцу.
- Рекомендуется проводить это игрозанятие в выходные дни, чтобы было побольше времени. Родитель торжественно объявляет, что «Будем делать буквозвуки!».
Место вырезания букв нужно выбрать такое, чтобы ребенок хорошо видел, как родитель вырезает буквозвуки. Необходимо иметь в виду. Что ребенок может запомнить это действие навсегда. В его памяти именно родитель будет основателем письменности. Такой факт как бы приобщает ребенка в выдающимся мировым открытиям и может способствовать развитию креативности. Непроизвольно и всякий раз, когда ребенок будет видеть буквы, он будет вспоминать, что это он вместе с родителем делал их
Вырезав букву, необходимо проделать с ней все возможные операции, описанные в руководстве УРАМИР, которое прилагается к азбуке. В этом руководстве описано более 30 видов игрозанятий, развивающих моторику и различные виды интеллекта ребенка, каждое из которых можно провести с отдельной буквой.
Откуда брать буквы? В системе МИРР для проведения игрозанятий с буквозвуками рекомендуется использовать несколько типов букв, наборы которых которые имеются на прилагаемых дисках. Кроме того, можно использовать наборы шрифтов, которые имеются в вашем компьютере или в папках:
MIR3CD1/MIRFONTS
MIR4DVD1/MIRFONTS
Источниками миркарточек с буквами для проведения игрозанятий по руководству УРАМИР являются следующие папки и файлы (документы):
MIR2CD1/0 Книги и материалы по системе МИР, РК МИР-3/УРАМИР, односторонняя, для ребенка от 0 до 8 лет.DOC
MIR2CD1/0 Книги и материалы по системе МИР, РК МИР-3/ УРАМИР, двустроронняя, для ребенка с 1,5 - 2-х лет.DOC
Источниками декоративных букв являются следующие папки:
MIR3CD1/ Коллекция графических материалов/ OFFICE97
MIR3CD1/ Коллекция графических материалов /PROFBUSC
MIR3CD1/ Коллекция графических материалов / POWERALB
Источники слогов (складов):
MIR3CD1/ 0 Другие методики для сравнения/Кубики, таблицы Зайцева
Читать - раньше, чем ходить
В ходе практический реализации этого открытия и анализа биографических данных выдающихся деятелей человечества, установлено, что дети, которые начинают читать - раньше, чем ходить, способны уже в два - три года усваивать ту же информацию, что и нынешние первоклассники - третьеклассники. Сразу возник вопрос, можно ли, и как реализовать эту способность с пользой для развития и образования?
Способность читать была немедленно использована и развита П.В. Тюленевым для освоения других "академических предметов". Причем, оказалось, что следуя методикам и рекомендациям системы МИР", малыши с удовольствием читают учебники по математике и прекрасно усваивают математические понятия и решают задачи. Читая книги - самоучители по музыке они в кратчайшие сроки овладевают музыкальной грамотой и стремятся не только исполнять, но, главным образом, сочинять свою собственную музыку. То же относится и к другим разделам школьной программы: географии, истории и другим. В книгах П.В. Тюленева приводятся тексты, несущие следы занятий и напечатанные дошкольником и по всем темам: от математики в возрасте 2-х лет, до истории Древнего Египта в 5-ти лет и создания собственной Академии наук - в 6 лет. Раночитающие дети как бы выигрывают шесть - семь лет и по своим темпам превосходят все известные показатели вундеркиндов, ставших впоследствие гениями человечества.
Факты и результаты, полученные П.В. Тюленевым, неумолимо показывают, что, по существу, тайны гениальности в общепринятом понимании больше не существует. Теперь достичь или превзойти известные показатели гениев прошлого в раннем и дошкольном возрасте ребенка теперь может любая семья, развивающая и обучающая чтению ребенка по системе МИР.
Конечно, возникает другой вопрос, сумеют ли родители сохранить эту феноменальную одаренность ребенка в период школьного возраста, от 7 до 18 лет? Но на этот вопрос П.В. Тюленев отвечает отдельно, на основе других, специально проведенных для этого исследованиях.
Обучение чтению является центральным в системе МИР и основано оно на положительных результатах проверки гипотезы П.В. Тюленева о том, что деятельность мозга по управлению процессом чтения "про себя", судя по количеству участвующих мышц, намного проще, чем, например, прямохождение и даже "говорение".
Экспериментально была подтверждена и другая гипотеза: о том, раннее чтение приводит к феноменальному развитию многих других интеллектуальных и творческих способностей человека. Это согласуется с фактами, что в процессе чтения участвуют оба полушария, а также то, что кроме коры. по системе МИР могут быть задействованы другие, более глубокие уровни "архитектоники" головного мозга ребенка.
Таким образом, именно результаты методики "Читать - раньше, чем ходить" позволили утверждать о начале эры Человека Развитого. Поэтому мы хотим обратить особенное внимание родителей именно на эту, основополагающую методику системы МИР. На сайте "МИР детей" приводятся только оригинальные, проверенные, имеющие научное значение результаты, детали получения которых известны в мельчайших подробностях. (Примечание: Это - полностью воспроизводимые результаты, можно сказать, средние в системе МИР. Они получены в обычных трудных условиях российской семьи, когда только один родитель следовал системе МИР... )
Вы можете познакомиться со следующими ресурсами по обучению чтению:
Ресурсы по обучению чтению
- Как обучать ребенка чтению от рождения до 3-х месяцев? Интервью журнала "Мой ребенок" с П.В. Тюленевым
- Содержание книги "Читать - раньше, чем ходить";
- Занятия для родителей и педагогов.
Планы семинаров и занятий;
- Интегрированные программы, включающие обучение чтению.
- Перечень интегрированных учебных программ и занятий, развивающих и закрепляющих навыки чтения и письма, использующих "Универсальную развивающую азбуку МИР П.В. Тюленева" ("УРАМИР") : "Читатель", "Писатель", "Журналист", "Сценарист" и другие. Повторение навыков чтения, использование этих навыков предусмотрено в игрозанятиях: "Предприниматель", "Лидер", "Президент", "Депутат", и во многих других играх и программах системы МИР.
- Примеры квалификационных званий ребенка в программе обучения грамоте: "Буквонос", "Буквособиратель", Некоторые игры, игрозанятия: "Поем буквы", "Изображаем буквы", "Изобретаем буквы", "Моделируем звуки".
- Перечень методических материалов по теме обучения чтению: "Методические рекомендации по использованию магнитной азбуки" "Рекомендации по использованию УРА МИР" (более 100 вариантов игрозанятий) "Вырезаем буквы из картона" "Буквы из бумаги" "Буквы из проволоки" "Буквы из пенопласта" "Мягкая азбука" "Буквы из теста" "Кушаем буквы"
- Перечень пособий, игр, игрушек и других товаров, используемых при обучении чтению.
- Компьютерные программы обучения чтению малышей
Перечисленные ресурсы и их информационная поддержка предоставляются для зарегистрированных пользователей системы МИР
Впечатления и отзывы
"Азбука гениальности"
Проблему обучения ребенка чтению до исполнения возраста 1 года можно считать решенной с появлением "Универсальной развивающей азбуки П.В. Тюленева", которая включает более 30 игр и несколько сотен их вариантов занятий с ребенком в возрасте от 0 до 8 лет.
Испытания, проведенные Ассоциацией педагогов - новаторов с 1990 по 2000 г. показали, что "Азбука П. Тюленева" - самое эффективное пособие для освоения грамоты. Это пособие, в принципе, не исключает использование кубиков и других пособий, но позволяет обойтись без них, а самые ранние результаты овладения чтением и письмом получены только с использованием этого "тайного оружия системы МИР". Нужно только научиться играть с малышом в несколько простых игр с этой азбукой как можно раньше.
Оказалось, что "Универсальная развивающая Азбука МИР" в случае необходимости в состоянии заменить и пишущую машинку и компьютер. На ранних стадиях освоения письма и чтения (возраст: 1 - 2 года) она позволяет заменить даже магнитную азбуку! Таким образом, по эффективности, дешевизне, долговечности и простоте "Азбука П.В. Тюленева" не имеет конкурентов.
Каковы наиболее характерные достоинства этой азбуки?
- Мощно, с возраста полугода, эта азбука развивает "мелкую моторику" ребенка и позволяет обучить чтению раньше, чем ходить (игры см. в книге "Читать - раньше, чем ходить").
- "Азбука П.В. Тюленева" незаменима для создания развивающей среды. На мой взгляд эта "Азбука" необходима каждому ребенку не просто для обучения грамоте, но и для развития интеллекта, как молоко и воздух для здоровья, поскольку это единственное дешевое и практичное средство создания какой угодно комфортной буквенной - символьной развивающей среды для Вашего ребенка.
- "УРА МИР" - это универсальный конструктор, который хотя и напоминает обычную кассу букв, но имеет принципиальные секреты, касающиеся изготовления и применения, которые становятся известными зарегистрированным пользователям, приобретающим оригинальные лицензионные комплекты.
- "Универсальная развивающая азбука" изобретена в конце 80-х годов. С нею можно проводить бесчисленное количество игрозанятий "по - Тюленеву".
- Продается в комплекте МИР-2: г. Москва, тел.: 634-01-06, моб.: 8-926-799-85-22 (Максим Леонидович). Каждый зарегистрированный родитель, желающий развивать ребенка, имеет возможность консультации и получает другую информацию о других родителях, членах родительского клуба. <
- Впечатления:
- эта Азбука используется для детей в возрасте от полугода до 8 лет, то есть, намного дольше всех других известных азбук;
- из опыта родителей и детских садов Санкт - Петербурга начала и середины 90-х годов, известно, что кубики не рекомендуется использовать более 1 - 2 месяцев, так как они начинают давать обратный эффект ... Выход был найден в системе МИР.
- Если вы опоздали, вашему ребенку 2 - 4 года, и вы начали заниматься по методике Н. Зайцева, то едва ребенок начал складывать первые слова, нужно немедленно прятать кубики и переходить на азбуку П. Тюленева. Эта поистине "универсальная развивающая азбука" будет, как показывает опыт многих родителей, использоваться вашим малышом до 8 лет;
- наблюдения доказывают, что даже учась во втором классе, дети будут время от времени писать - составлять вам записки и сообщения, используя "Универсальную развивающую азбуку МИР";
- с нею дети начинают читать - раньше, чем ходить, и продолжают использовать примерно до второго класса, поскольку пользоваться ею удобно, и изготавливать дополнительные буквы можно самим.
- Количество используемых букв рекомендуется довести до нескольких сотен, ребенок сам будет регулировать эту границу - верхний предел не ограничен. Сколько нужно будет букв - столько и делайте. Ваш малыш сможет писать - составлять не только предложения, но и целые послания, сказки, рассказы, поэмы ... уже в возрасте 1,5 - 4 -х лет. Обо всем этом смотрите на сайте "МИР детей"/
- Тюленев рекомендует создавать буквенную среду повсюду в квартире и на даче: в детской, на кухне, в коридоре, во дворике ... - везде, где появляется или бывает ребенок. С этой азбукой можно организовать около двух десятков простых и понятных игр - занятий, упоминаются в книгах и на сайте "МИР детей", а также на сайте: http://mirchild.narod.ru .
- В "системе МИР" для родителей и малышей почти все игры - занятия простые и понятные: "Принеси букву", "Принеси слово ...", и так до вузовской программы "Журналист". На начальном этапе нет в системе МИР заумных "методик", которые рекомендуют традиционные педагоги, забывая, что для родителей все должно быть простым ...
- Для эффективного использования пособий нужно использовать "развивающие стенды", несколько вариантов, которые может изготовить каждый родитель, или заказать его.
Право на распространение лицензионного комплекта имеет и организует поставки во все регионы, а также обеспечивает доставку материалов и пособий системы МИР родителям в Москве:
Максим Леонидович, 634-01-06, моб.: 8-926-799-85-22