Тайна числа "60"
В 1989 году в России П.В. Тюленевым предложена методика "Считать - раньше, чем ходить": родители начали обучать счету малышей в возрасте до 1 года.
После проверки методики было установлено, что к возрасту 1,5 - 2 года без каких-то сложных пособий можно легко научить ребенка воспроизводить числовой ряд до 60-ти. Почему до 60-ти? Потому что именно таково общее количество пальцев на руках и ногах у всех членов семьи из трех человек: мамы, ребенка и папы.
Нужно отметить, что еще около 350 лет тому назад великий педагог Я. Коменский указывал, что числовой ряд от 1 до 60 должен осваиваться нормальным ребенком еще до 6 лет.Имеются все основания полагать, что с появлением методики "Пальцематики" тайну числа 60 в работах Я. Коменского можно считать разгаданной.
Реализация методики "считать - раньше, чем ходить" открыла новые, еще вчера казавшиеся невероятными возможности в обучении и образовании. Так, в 1990 году установлено, что ребенок в возрасте двух лет может запомнить натуральный ряд, и даже уметь считать до 200.
Оказывается, малыши любят самостоятельно воспроизводить натуральный ряд на электрической пишущей машинке, печатая последовательно числовой ряд от 1 и до100 и далее, пока есть желание! Первый в истории человечества пример "числопечатания" ребенка в возрасте 1 года 8 мес. приведен в разделе "Результаты".
Обучение счету и развитие математических способностей в системе МИР основано на положительных результатах проверки гипотезы П.В. Тюленева о том, что деятельность мозга по освоению математических операций проще, чем управление мышцами человеческого тела во время прямохождения, и образы математических действий поддаются формированию и развитию в самые первые недели и месяцы жизни ребенка.
На сайте вы можете познакомиться с информацией по обучению счету.
Ресурсы по обучению счету для зарегистрированных родителей
- Как обучать ребенка счету от рождения до 3-х месяцев, то есть в 1-ом классе по системе МИР? Интервью журнала "Мой ребенок" с П.В. Тюленевым
- Содержание книги "Считать - раньше, чем ходить, или как развивать математические таланты детей";
- Занятия для родителей и педагогов;
- Интегрированные программы, включающие обучение счету.
- Перечень игр и занятий:
"Пальцематика", "Подниматика", "Котоматика", ...
- Закрепление навыков математических операций, повторение, использование этих навыков применяется в игрозанятиях:
"Читатель", "Писатель", "Журналист", "Сценарист" и другие. "Предприниматель", "Лидер", "Президент", "Депутат", и в других играх и программах системы МИР.
- Примеры "квалификационных званий" ребенка в программе обучения грамоте:
"Цифронос", "Цифрособиратель",
- Перечень игр, игрозанятий:
"Поем цифры", "Изображаем цифры", "Изобретаем цифры", "Моделируем цифры".
Приведем фрагмент перечня игрозанятий из книги "Считать - раньше, чем ходить"
Пальцематика |
Действия взрослого. Действия ребенка. Пособия и проч. |
"Пальцецифры" "Цифропальцы" |
См. Развивающий комплект (РК) "МИР-1", "Считать - раньше, чем ходить" |
2. "Пальцецифры до 10" |
См. РК "МИР-1", "Считать - раньше, чем ходить" |
3. "Пальцечисла до 20" |
См. РК "МИР-1", "Считать - раньше, чем ходить" |
4. "Пальцечисла до 40" |
См. РК "МИР-1", "Считать - раньше, чем ходить" |
5. "Пальцечисла до 60" |
См. РК "МИР-1", "Считать - раньше, чем ходить" |
... | |
"Вырезаем цифры из картона" "Цифры из бумаги" "Цифры из проволоки" "Цифры из пенопласта" "Мягкие цифры" "Кушаем цифры и числа" "Цифры из теста" ... |
См. РК "МИР-1", "Считать - раньше, чем ходить" |
"Цифротрогунок" |
См. РК "МИР-1", "Классмиры", "Считать - раньше, чем ходить" |
"Цифроноситель" |
См. РК "МИР-1", "Считать - раньше, чем ходить" | "Цифрособиратель" -программа |
См. РК "МИР-1", "Считать - раньше, чем ходить" |
Ролевые математические игры: | |
"Сумматор" |
См. РК "МИР-1", "Считать - раньше, чем ходить" |
"Интегратор" |
См. РК "МИР-1", "Считать - раньше, чем ходить" |
"Нумератор" |
См. РК "МИР-1", "Считать - раньше, чем ходить" |
"Выделятор" |
См. РК "МИР-1", "Считать - раньше, чем ходить" |
"Целеполагатор" |
См. РК "МИР-1", "Считать - раньше, чем ходить" |
"Отниматор", "Вычитатор" |
См. РК "МИР-1", "Считать - раньше, чем ходить" |
"Умножатор" |
См. РК "МИР-1", "Считать - раньше, чем ходить" |
... | |
"Логарифматор" |
|
"Квадратор" |
|
"Аксиоматор" |
См. РК "МИР-1", "Считать - раньше, чем ходить" |
"Теорематор" |
|
... | |
"Доказатор" |
См. РК "МИР-1", "Считать - раньше, чем ходить" |
...
- Перечень методических материалов по теме обучения чтению:
"Методические рекомендации по использованию магнитной азбуки", раздел "Освоение цифр";
"Рекомендации по использованию УРА МИР"
"Вырезаем цифры из картона"
"Цифры из бумаги"
"Цифры из проволоки"
"Цифры из пенопласта"
"Мягкие цифры"
"Кушаем цифры и числа"
"Цифры из теста"
- Перечень пособий, игр, игрушек и других товаров, используемых при обучении счету.
- Компьютерные программы обучения малышей математике
Перечисленные ресурсы и их информационная поддержка предоставляются для зарегистрированных пользователей
"Математика гениальности"
Интервью П.В. Тюленева газете "МИР ребенка"
- Павел Викторович, как обучать счету одномесячного младенца?
- Для наиболее эффективного обучения счету в системе МИР используются такие игрозанятия, как "Пальцематика" (с первых же дней), "Подниматика" (когда ребенку нравится, что его поднимают, подкидывают вверх), "Котоматика" (ролевая игра в операторы и арифметические операции).
- Неужели малышам нравится заниматься арифметикой?
- Таково свойство мозга ребенка: непрерывно тренироваться, совершенствовать любые навыки, которые ему показывают. Это заложено в геноме человека, иначе человечество не выживет. Обучив ребенка рано считать, хотя бы перечислять пальцы, вы словно "обрекаете" его на дальнейшее ежедневное использование навыков счета, которое приводит к развитию математических способностей. Малыш примется пересчитывать все подряд: ступеньки на лестнице, автомобили на улице, буквы магнитной азбуки.
- Как перейти от конкретных пальцев к абстрактным цифрам, числам?
- Переход от конкретных пальцев к абстрактным числам произойдет незаметно. Вспомните детские считалки? "Царь, царевич ....". Мешает ли конкретное содержание этих слов малышам? Думаю, что любой малыш даст огромную фору профессору математике в том, что касается перехода от конкретного к абстрактному: известно, что максимальные способности к математике проявляются в раннем возрасте.
- Вы считаете, что полюбив арифметику в младенчестве, ребенок станет великим математиком?
- Занятия арифметикой в первые годы жизни сделают привычным, "прирожденным" качеством. Однако, не нужно обольщаться: любовь к арифметике это не конечный результат. Скорее, это ваш шанс, что ваш малыш будет прекрасно владеть математикой. Если вы не предоставите ребенку возможности продолжить занятия по программе для последующих "классмиров", то математические таланты могут остаться только в воспоминаниях. Обычная школьная программа губит способности к математике. Мы с родителями наблюдали такие случаи.
- Что сделать, чтобы спасти способности ребенка к математике?
- Я рекомендую вместо каких либо компьютерных игр давать ребенку играть с математической программной системой MathCad. Пока ребенок, играя с этим пакетом, не освоит основные возможности современной математики - не отвлекать его на другое. Нужно научиться моделировать на этом пакете основные элементарные процессы: графики, фигуры, процессы.
- Как Вы относитесь к рекомендациям Г. Домана, который рекомендует рисовать на бумаге точки и показывать их ребенку?
- От показа точек, нарисованных на бумаге мы отказались еще в начале 80-х годов. Во - первых, это требует непомерных затрат времени не только на изготовление, но и еще больше на показ этих точечных картинок ребенку. Малышу нужно давать жизненно важную информацию, для этого ему и даны такие чудесные способности восприятия, как импрессинг и импринтинг. Мы же рекомендуем показывать пальцы, они всегда при вас. У трех членов семьи набирается до 60 пальцев. Пальцы можно не только видеть, но их можно и потрогать, и пересчитывать, что мы и рекомендуем маме делать ежедневно.
- Как решить проблему математической подготовки в школе?
- Математика - самый легкий предмет в школе - это, как известно, доказал еще в 1970 году В.Ф. Шаталов.
Все эти годы он и его последователи затрачивают на "отличное" освоение школьного курса математики в 3 - 5 раз меньше времени, чем этого требует Министерство образования. Так что решить проблему просто: нужно заменить руководство математическим образованием в министерстве.
Сложнее дело обстоит с содержанием школьного курса по математике.
Хорошо известно, что В.Ф. Шаталов, а также все серьезные ученые из "Большой Академии наук" считают, что существующая школьная программа соответствует науке 17 века.
На мой взгляд, если королева наук превращена усилиями некоторых "ученых - педагогов" вопреки здравому смыслу и требованиям действительной, нормальной науки, в "золушку", то поставлен надежный тормоз развитию цивилизации в нашей стране вообще. Просто наши дети оказываются неконкурентоспособными.
Программа по математике в российской школе намеренно, с привлечением "ученых - педагогов", растянута в несколько раз, и для обучения детей применяются взрослые, "академические" методы. Поэтому изучение математики превратилось в мучение. Фактически ваши дети из школы выходят без нужной в современном обществе математической культуры мышления. Анализ результатов подготовки учащихся средних школ в целом доказывает, что по всей видимости преподавание математики в СССР и затем, в России является главным, скрытым инструментом сдерживания развития интеллекта граждан в нашей стране. Так, в России в школе не дают основ теории вероятностей и многих других понятий, без которых немыслимо культурное развитие современного человека. Только одно это отбрасывает наших выпускников лет на 50 назад...
Пока родители не выберут нового министра образования, подготовленного по программе МИР, детей будут мучить, а не учить.
В 2000 году мы с В.Ф. Шаталовым официально предложили в течение года переобучить всю "математическую рать" школьных учителей. Однако, руководители Московского департамента образования не заинтересованы в этом. Чиновники стремятся еще больше растягивать сроки обучения - ведь от этого зависят объемы финансирования образования.
Пока родители не сменят местных руководителей образования на тех, кто будет защищать интересы родителей и детей, а не подстраиваться под застойную подготовку педагогов, нельзя рассчитывать, что дети получат то, что нужно в нашей школе. Но это должно идти от вас, от родителей, только вы вправе выбрать систему образования для своих детей: или устаревшую, традиционную, или оптимальную, то есть по системе МИР. Для этого вам нужно обращаться к президенту, к депутатам, писать письма - под лежачий камень вода не течет.
Если местная родительская организация, орган самоуправления или муниципалитет заключит с нами договор, мы переведем на программы МИР детские сады и школы вашего района или города. Разумеется, государственные стандарты образования будут те, которые приняты.
В этой работе выразили готовность участвовать В. Шаталов, Н. Зайцев, В. Базарный и другие лидеры современного образования.
Сегодня у Академии образования и развития имеется все для того, чтобы дать каждому ребенку в отдельности и всей России самое лучшее образование в мире без каких - либо дополнительных затрат.
- Как развить способности ребенка к математике?
- Я думаю, что родители сначала должны обратить внимание не то, чтобы сформировать эти способности. А это нужно делать в первые два - три года жизни. Дальше уже будет легче. "Пальцематика" может, на наш взгляд, полностью решить гигантскую проблему школы и родителей - нелюбовь к математике. Согласитесь - проще подарить ребенку способности к математике, чем вероятность, что он будет мучаться с ней в школе.
По настоящему развитие профессиональных математических способностей начинается, например, во время игры в "Котоматику". Эта игра позволяет малышам ежедневно создавать целые математические теории, то есть на основе выбранной или сконструированной ребенком базовой системы аксиом, реализовать систему математического моделирования некоторого, выбранного класса объектов...
По сути любая женщина ежедневно доказывает десятки теорем, множество задач. Так, утверждение: "Для того чтобы быть здоровым, ребенок должен хорошо питаться" - является в известном смысле, теоремой. Поход в магазин, приготовление пищи и т.д. - все это этапы и способы доказательства правильности сформулированной теоремы. Ну а совокупность теорем уже превращается в теорию. Так что в принципе все женщины, у кого дети не болеют и хорошо развиваются, являются практикующими математиками, но не догадываются об этом, потому что этого не проходят в школе. Наша игра в "Котоматику" позволяет раз и навсегда покончить с недостатком математической культуры ребенка.
- Как достичь высоких результатов в математике?
- Для этого нужно сначала погрузиться в существующую сегодня математическую среду, а она сплошь опирается на компьютерные, численные эксперименты. И это, как говорится, радует, потому что раньше именно трудоемкость математических выкладок отпугивала молодых. Что же касается овладения минимумом современной математической культуры - нужно научить ребенка моделировать, строить и использовать математические модели.
- Как обучить ребенка моделировать?
- Сегодня этому обучить несложно - тридцать лет тому назад мы только мечтали об этом. Существуют очень хорошие компьютерные средства, которые позволяют еще в школьный период овладеть математической культурой на уровне кандидата наук ... по математике! Только такой уровень математической подготовки сделает вашего ребенка по настоящему конкурентоспособным специалистом. Любой ребенок, как правило, увлекается математическими играми - вам нужно только вовремя предоставить ему все это, и желательно, по полной программе. Потому что с возрастом овладение математической культурой дается все труднее. В системе МИР имеются все необходимые рекомендации, пособия и компьютерные программы.