Каковы отдаленные последствия раннего и сверхраннего обучения чтению?
Вопрос: - Каковы отдаленные последствия раннего развития и раннего обучения чтению?
П.В. Тюленев:
- Разумеется, мы стараемся накапливать и обобщать информацию об отдаленных последствиях раннего обучения чтению.
Согласно анализу биографий, оказалось, что почти все дети, которых научили рано читать, считать и писать, сумели многого добиться в жизни, если этого хотели их родители. Так, почти всех нобелевских лауреатов по естественным наукам родители рано научили читать. Соответствующие данные приводятся на этом сайте в разделе "Статистика".
Последствия раннего развития, по моим наблюдениям, конечно, очень благоприятны, если ребенку предоставляется возможность и дальше развиваться в том темпе, который для него является комфортным. Есть очень важные выводы о последствиях раннего чтения, счета, музыкального, физического и других видов развития. Нужно конкретизировать вопрос, потому что отвечать очень сложно. В отношении детей, которые сейчас живут и развиваются, по этическим соображениям я могу отвечать только в личном письме, если вы захотите. Однако, все выводы и соображения я стараюсь поместить в книгах и материалах системы МИР. Ведь именно последствия меня в первую очередь интересуют - ради этого все делается.
- Вопрос: - Что стало с детьми Б. П. Никитина?
- Все нормально. В этой семье две недели назад родился очередной внук Бориса Павловича. Я регулярно встречаюсь с ними. Позавчера, например, 1 апреля, мы закрывали "хоккейный сезон", на хоккейной площадке во дворе дома Никитиных в Болшево. В турнире участвовал знаменитый создатель детского спортивного комплекса "стадион в квартире", В.С. Скрипалев, Лена Алексеевна защищала ворота... Затем у нас был долгий разговор о последствиях раннего развития, главным оппонентом которого, как и всегда, была Лена Алексеевна. Обсуждали многие вопросы. В частности, все пришли к одинаковому выводу о бесполезности и даже вреде так называемых "рамок - вкладышей Монтессори".
- Что стало с детьми П.В. Тюленева?
- П.В. Тюленев: -Еще все впереди, хотя выводов сделано много.
Старшей дочери, Олесе - 22 года. Она окончила школу с золотой медалью, учится в медицинском институте на "отлично". Проблем с учебой никогда не было, всегда училась без помощи "на отлично", четверка - это величайшая редкость, за все годы учебы их было меньше десятка.
Младшей дочери, Ларисе - сейчас (в 2001 г.) 13 лет.
Результаты ее раннего развития приведены на этом сайте, в разделе "Результаты", читала и складывала первые слова она уже к возрасту 12 месяцев, печатать на пишущей машинке начала в 1 год 3 - 5 мес., чтение и составление предложений, фраз, дневниковых записей, сказок и проч. - все это документировано, и результаты приведены здесь.
Многократно проводимые медицинские обследования никаких отклонений в состоянии здоровья не выявили.
Учится Лариса тоже, полностью самостоятельно, на "отлично", с опережением на три года.
Первое конфликтное последствие: Лариса хотела поступать сразу в 7-ой или в 5-ый класс, но мама и бабушка были категорически против любого опережения считая, что девочке интеллектуальное развитие не нужно. Лариса много писала, сочиняла, рисовала, любит заниматься английским языком.
Лариса знакома с компьютером с 2 - 3 лет. К 9 годам самостоятельно освоила такие профессиональные системы, как Corel Draw, 3D-Studio, работала в Интернет и т.п., ее неоднократно снимали по ТВ, пока успешное освоение компьютера не остановила бабушка, имеющая начальное образование.
Выявленные отрицательные последствия: объективных отрицательных последствий не установлено.
Вопрос: - Каковы итоги наблюдения за проблемами раннечитающих детей?
Это - очень сложный, объемный материал, и поэтому здесь отметим только самое главное.
Выводы сделаны следующие:
1). Раннечитающим детям нужно заниматься либо в специальных классах, где педагоги умеют дать таким детям развернуться, проявлять свою активность в полную силу. .Опыт создания таких школ уже в России есть.
2) Если имеется возможность, то заниматься можно домашним образованием и сдавать экзамены по школьной программе "экстерном", В то же время, нужно восполнять опыт общения занимаясь в различных кружках, секциях, музыкальных и других школах и студиях.
Вопрос: - Каковы более отдаленные последствия?
ТПВ: - И все таки хотелось бы более конкретно говорить на эту тему. Отдельные случаи применения "методов интеллектуального развития" - МИР мы знаем из биографий многих людей. И я, и вы, думаю, убеждены в том, что если воспроизвести условия развития ребенка, то результат должен получиться такой - же. Иначе и быть не может! Вся сложность в том, что трудно в точности воспроизвести такие же условия. Почему? Просто некоторым мелочам родители не уделяют необходимого внимания. Этому и посвящены, в сущности, все мои книги.
У нас накоплен разнообразный опыт.
Вот данные наблюдений последствий в течение более 40 лет. Ребенка приучали к просматриванию и к чтению книги с возраста 1,5 года.
К чему это привело?
Вот лишь некоторые характерные штрихи.
1. Первая зарплата (в 5 классе) истрачена на подписку на детскую газету.
2. Аномальная любовь к книгам: от 20 до 30 % систематически получаемого заработка, начиная со студенчества истрачивалось на книги.
3. Неутолимая тяга к наукам, несмотря даже на нынешние трудные условия.
Что касается личных, производственных, "карьерных" и других успехов - борьба, все это положительно.
Пишите, что вас конкретно интересует? Хотя бы уточните, какие последствия прежде всего беспокоят: положительные или отрицательные? Я постараюсь ответить на вопросы, если ответ еще не содержится в материалах сайта или книжках.