Раннее развитие ребенка и образование

1. Некоторые сведения для родителей о ситуации на рынке образовательных услуг

А. Две конкурирующие группы педагогов в образовании: консерваторы и новаторы.

Образование наших детей - область, требования и правила игры в которой пока что придумывают и сами же их выполняют педагоги.
Это, наверное, единственная область, где покупатели услуг, то есть мы с вами, родители не имеют права голоса. Правда, оговоримся - следует также вспомнить и о здравоохранении, где пациенты остаются тоже бесправными, во всяком случае, "пока что" и в России.
В самом лагере продавцов образовательных услуг, то есть, в сообществе педагогов имеются диаметрально противоположные течения.Одни педагоги стремятся увеличить затраты, другие, наоборот, стремятся их уменьшить.
Таким образом, педагоги делятся на прогрессивных, повышающих эффективность педагогических методов и традиционных, или регрессивных, отрицающими возможность прогресс, понятие эффективности в педагогике как науке и в образовании как прикладной отрасли.
Рассмотрим более подробно эти два антагонистических класса в сообществе педагогов.

Традиционные или "консервативные" педагоги с давних времен удерживают власть в системах образования многих стран. Со времен Я. Коменского они отказались перейти на новые, прогрессивные методы. "Набивая себе цену", они стремятся усложнить преподавание и выбить побольше средств и одновременно взять на себя поменьше обязательств. Именно для этой целью создаются педагогические академии, которые не имеют ничего общего с настоящими науками о человеке.
Эти, "традиционные педагоги" стараются внушить нам, что методы педагогики существенно не изменились с 17-го века, "так как природа человека неизменна", и упорно применяя свои устаревшие несколько столетий назад, "традиционные" методы обучения и "дидактики" пытаются доказать (этими своими методами), что происходит "дебилизация" населения, что детей нужно обучать по программе средней школы в течение 12 лет, с возраста от 7 до 19-ти лет.
Технологические революции 17-го века так и не затронули наиболее реакционную и отсталую область "педагогику", никакие научные, новые методические открытия не проникли в нее со времен Я.А. Коменского, хотя он впервые призвал к этому.
С тех пор, почти всё "традиционное" педагогическое сообщество стремится внушить обществу: "век живи - век учись". С целью безраздельного контроля над обществом они сохраняют "двойку", как главный аргумент и средство подавления личности ребенка и гражданина. Не счесть фактов, когда учителя сплошь и рядом сознательно не объясняют важные разделы уроков, и дети в массовом порядке получают двойки, травмируя психику на всю жизнь.
Большинство людей так и не избавляется от суеверного страха, внушенного учителями - мучителями в школьные годы. Поэтому граждане до сих пор безропотно отдают традиционным педагогам, которые захватили наши школы, своих детей, зная заранее, что почти 80 - 90 детишек из ста закончат школу больными, только 3 - 4 ребенка окажутся, по их милости отличниками ... Большинство же детей, окончат школу с комплексами.
Они, с такой радостью и надеждами поступивших десять лет назад в школу, закончат ее со скрытыми обидами, во многом подавленные не всегда справедливыми оценками, с аттестатами неспособности ко многим вещам, не получив за десять - одиннадцать лет упорной учебы никакой специальности, чтобы пополнить ряды безработных или снова начинать ... учится. Нужно ли вам это? Но при этом ваши дети - выпускники и вы вместе с ними должны будут радостно изображать чувство глубокой признательности учителям.

Прогрессивные педагоги наоборот, считают, что педагогика развивается так же стремительно, как и другие науки. Эти педагоги, беспокоя спящее царство "консервативной педагогики" доказали, что почти все дети обладают изначально способностями, которые можно считать гениальными. Исключение составляют только дети с особыми, относительно редкими глубинными органическими нарушениями.
И в России, и в других странах эта часть честно мыслящего педагогического сообщества выступает, например, за переход к новым, игровым методам обучения, позволяющим полностью раскрыть интеллектуальный и творческий потенциал детей. Новаторская педагогика считает, что двойка - это оценка, полученная не учеником, а педагогом, профессионалом, не справившимся со своими обязанностями...
Но будьте всегда готовы к тому, что большинство педагогов являются регрессивными - "традиционными", они будут убеждать вас не заниматься с малышом, что это вредно и т.д. и т.п.
Феномен этого корпоративного обмана населения России еще ждет своих исследователей. Будьте снисходительны, но тверды по отношению к ним: часть из них действует, действительно, по святому "неведению", поскольку так их учат во многих педагогических вузах.

Б. Лучшие мировые достижения в научной педагогике принадлежат отечественным прогрессивным педагогам, и потому доступны каждому родителю в России.

Родителям следует иметь в виду: все наиболее важные результаты, можно сказать, рекорды раннего развития установлены в России.
С этими результатами, а также с методами может познакомиться каждый - они на много лет опередили американских, японских и других зарубежных авторов. В этом родители сами убедятся, пообщавшись с теми, кто уже многое применил на практике.
Поэтому начинать имеет смысл с лучшего, с российских методов раннего развития и воспитания, тем более, что они даются в сравнении с другими методиками.
Так что при ближайшем рассмотрении, нерационально тратить время на освоение многих устаревших программ, например, Г. Домана и некоторых других авторов.
Например, лидер американской педагогики Глен Доман (США) исходит из того, что ребенок только к шести - семи годам способен усвоить, что такое буква "А". Более подробно взгляды Домана анализируются, приводятся, цитируются на странице "Замечания и предупреждения по использованию программ Глена Домана"
Другой пропагандируемый сейчас, через 100 лет, лидер зарубежной педагогики, Мария Монтессори считает, что ребенок до 3-х лет не поддаётся никакому педагогическому воздействию, тогда как в России дети к этому возрасту проходят программу трех классов. Что еще можно ожидать от этих устаревших рекомендаций по сравнению с российскими методиками? Множество других несуразностей и ошибок м рассматриваем в рекомендуемых родителям материалах РК МИР-2. Товар этот импортный, надо сказать, местами весьма устарел по сравнению с некоторыми методиками, имеющимися в России. Но, к сожалению, об этом многие родители не знают.
Примечание. Методики Монтессори (100 лет) и Домана (50 лет). Это примерно то же, что, наверное, и "окорочка Буша", которые, по некоторым данным были заготовлены на случай войны едва ли не в то же время - в сороковых - пятидесятых годах. Покупая эти "окорочка" россияне не только подорвали отечественное, натуральное и качественное птицеводство, получили аллергию и диатезы в масштабах национального бедствия. Об аналогичных последствиях для раннего развития у нас в стране можно поговорить с теми, кто уже пытался заниматься по этим программам.
С другой стороны, можно всячески поддерживать энтузиазм и правильные выводы школы Г. Домана по необходимости раннего развития. Нужно подчеркнуть высокое моральное значение этих работ для всех родителей, а также оригинальность, особый научный стиль "врачебного подхода" к педагогическим проблемам.В этом смысле книги Г. Домана представляют уникальное явление, и дают огромную фору трудам всем нашим "известным центрам дошкольного образования", стиль изложения и мировоззрение которых явно остаются до сих пор на "донаучном", спекулятивном этапе развития педагогики. Для окончательного избавления от трудов этих архаических центров и бесплодных рекомендаций программ типа "Истоки", "Радуга" и др. книги Г. Домана как нельзя подходят.

В. Почти сто лет прошло с того времени, как стали известны методы М. Монтессори. Те педагоги, которые делают ставку на эти устаревшие методы, напоминают машинистов, выкатывающих из запасных депо старые паровозы.
Одновременно эти педагоги, увы - не смотрят в будущее: так или иначе, пересаживая родителей на "паровоз", они подрывают экономику российского воспитания и образования: хотите ли Вы этого для своих детей? Однако, методы М. Монтессори - лишний повод еще раз напомнить педагогам о необходимости особого подхода к ребенку. Можно даже сказать, что М. Монтессори впервые в мире реализовала именно научный подход к ребенку, на уровне тех знаний, которые ей были доступны. Поэтому ее подход неизмеримо выше, чем умозрительные построения наших отечественных традиционных педагогов - дошкольников.

Г. Жизнь наказывает тех родителей, которые нарушают божественные заповеди.
Любая поддержка работы по созданию "родительской педагогики" возвращается вам в семью сторицей - только благодаря этой поддержке продолжаются работы по системе МИР. Известно, что вот уже несколько столетий "традиционные педагоги" подавляют и преследуют все новое, что создается в прогрессивной педагогике. Все новое и эффективное возникает только в результате обратной связи, получении вопросов, предложений и пожеланий от родителей.
И наоборот, без родительской поддержки невозможно своевременно найти решения проблем и подготовить материалы.

Познакомьтесь с материалом: "Что нужно знать родителям о раннем развитии, воспитании и образовании детей?"


2. Предупреждения по использованию методов раннего развития

С чем, с какими трудностями и неожиданностями встретятся родители, желающие развивать способности ребенка?

Итак, будем считать, что у вас в семье главные внутренние проблемы решены, родители - единомышленники готовы сделать все, чтобы их ребенок получил наилучшие условия для развития. И тут перед ними возникают совсем другие проблемы, вызванные несовершенством многих распространенных рекомендаций. Вы должны быть предупреждены, что часто у многих родителей через несколько месяцев, а то и недель, опускаются руки, и прежде всего по следующим причинам:

а) потому, что не хватает ни времени для занятий, ни средств ...

б) сложность методик и рекомендаций

г) некоторые досадные ошибки, которые стали очевидными вследствие новых научных данных физиологии и экспериментальной психологии

Немало проблем для оптимального развития и образования ребенка создают устаревшие, содержащие очевидные ошибки, методики и программы известных педагогов, врачей и воспитателей. Часто именно это приводит к высокой трудоемкости многих методик. С такими проблемами разобраться легче всего, потому что накоплен как положительный, так и отрицательный опыт многих родителей. Чтобы вы не повторяли чужих ошибок, не экспериментировали зря со своим ребенком, я буду постепенно рассказывать здесь и о том, что можно делать, что делать не стоит, и о том, что делать категорически нельзя.
Но главное - вам необходимо познакомиться с суммой наиболее выдающихся открытий в педагогике и психологии раннего развития, без которых и думать нечего о методах раннего развития. Просмотрев раздел "Новаторы" (Я. Коменский, А. Макаренко, В. Сухомлинский, Б. Никитин, В. Шаталов, Г. Доман, М. Ибука, Н. Зайцев, Ю. Азаров, и др. ) возвращайтесь сюда, чтобы предостеречься от возможных ошибок.

Содержание
материалов, поставляемых официальным пользователям системы МИР

1. Замечания и предупреждения по использованию программ Г. Домана
Таблица различий между системой МИР и методами Г. Домана
Требования к занятиям
Требования к размеру и количеству карточек
Нужно ли предъявлять карточки с точками и сколько?
Нужно ли применять карточки со словами и сколько?
Нужно ли обучать раннему ползанию и когда?
Нужно ли приучать к раннему хождению и когда?
Нужны ли "программы энциклопедических знаний"?

2. Особенности использования технологий Н.А. Зайцева
Достоинства и недостатки методики обучения по кубикам
Достоинства и недостатки применения таблиц для обучения математике
Достоинства и недостатки обучения русскому языку по таблицам

3. Использование "Никитинской педагогики"
Основные составные части Никитинской педагогики

4. Программы последователей М. Монтессори

Hosted by uCoz